Звучит это слишком весело, но, конечно, очень условно. Так я бы назвал крупнейший в Китае, на Тайване, а неверное, один из самых больших буддийских монастырей в мире, который, как ни странно, тоже находится в Гаосюне. Точнее в его окрестностях, причем сильно далеко. Называется он Фогуаншань (или -сань, как тут говорят, Fo Guang Shan). Ехать до него очень неудобно, либо на своей машине около часа, либо на перекладных, сначала на метро до какой-то станции, потом на автобусах, которые идут от метро, но при этом надо знать их расписание, так как перерыв между ними не меньше часа и можно долго прокуковать на остановке. Это расписание мы нашли в Гугле, и автобус еще и опоздал. Идет он тоже час, потому что останавливается на каждой кочке. В принципе, в этой местности много достопримечательностей - мосты, реки и старые постройки, но большинство, как и мы, ехали в монастырь. В любом случае, Гугл в помощь.
1. Подъезжает автобус к этой горе с кладбищем и огромной статуей Будды на самой вершине. Сперва мы подумали, что это и всё, но оказалось, что кладбище на горе лишь малая часть всего комплекса, и дальше пошли такие чудеса, что прямо скажу - СЮДА СТОИТ И СТОИТ ПРИЕХАТЬ. По большому счету тут можно провести целый день, а почему, придется описать в следующих постах, чтобы разбить по объему всю ту массу фотографий, которые мы там наснимали. Но сперва мы все оказались на кладбище.
2. В горы открывается неплохой вид на окрестности Фогуаншаня, но они не очень интересны. Вдали течет река, над ней проходит огромный мост, какие-то поля, ничего значительного.
3. Самое обычное буддистское кладбище, без изысков, все унифицировано, могилы одинаковы. Индивидуализм тут не приветствуется.
4. Еще один вид с террасы. Подняться сюда можно на большом лифте, который доставляет сразу на верхнюю террасу, чтобы не ползти по жаре, это очень удобно. Вход в лифт охраняет старый монах (чтобы не безобразничали).
5. Как можно догадаться, кладбище тут не для всех, а только для прихожан или сторонников этой школы, одной из самых старых в Тайване. При этом монастырь весь относительно новый, построен в 1967 году и строится до сих пор, но это отнюдь не работает против него, скорее наоборот, все тут совершенно идеально устроено и организовано с точки зрения больших масс паломников.
6. В памятной пагоде лежит такой Будда, совсем не высокохудожественной работы. Ну, такой цели, видимо, и не ставилось, тут главное в ином.
7. Чем выше идешь, тем более солидными становятся надгробия.
9. Некоторые заброшены или выселены, но почему так делают, уж не знаю. Может быть, все надгробия сохраняются, пока за них платят, а потом прах покойного выдворяют и заменяют новым клиентом?
10. Вершину горы венчает такая позолоченная пагода. Но не она тут главная.
11. Возле нее в несколько ярусов вдоль горы стоят тысячи золотых статуй Будды. В Гонконге есть монастырь Десяти тысяч будд, и этот тайваньский Фогуаншань сильно напоминает его таким изобилием статуй.
12. Чем выше, тем все больше громоздится лес статуй вокруг горы.
13. Скоро тебя окружают просто шеренги статуй. Судя по всему, это не статуи, сделанные на пожертвования богатых прихожан (так иногда отмечают их заслуги), а концептуальное украшение сего религиозного центра.
14. Статуи в человеческий рост, скоро ты в них просто теряешься. Видимо, так и задумывалось.
15. Все лица тут одинаковы, что еще больше подчеркивает сюрреализм происходящего.
16. Особое ощущение создает отсутствие других людей на горе. За исключением больших праздников, на кладбище совсем мало посетителей, и когда ты один ходишь тут, кажется, что они все вокруг тоже живые и смотрят на тебя.
17. При этом расположены они ярусами над дорогой, отчего создается эффект, будто они нависают над тобой.
18. Пока мы шли в гору, казалось, им просто нет конца.
19. Но это было не все! Следом за ними пошли статуи будд из глины, причем еще больше размером, чем предыдущие.
20. Наконец над ними появилась и главная статуя, самая большая.
21. Все эти ряды будд выстроились, словно солдаты на параде.
22. Редкие живые люди казались тут инородным явлением.
23. Постамент большой статуи тоже оказался сделан из рядов будд.
24. Как и в Гонконге возле статуи Большого Будды, тут его окружают статуи приносящих дары учениц.
25. Присутствуют и легкие украшения по случаю китайского нового года.
26. Свастика тут везде, но это лишь знак будды и всего божественного.
27. За клумбами и кустами тоже всюду выстроились ряды статуй.
28. Мы уже поднялись достаточно высоко, но все равно солнце жарило неимоверно. Думаю, что отчасти мало количество народа связано с этой жарой.
29.
30. Помимо художественного смысла, я не вижу причины, зачем надо украшать гору таким количество одинаковых статуй. Все работает на концепцию ошеломления масштабами бедствия, и надо сказать, авторы своего добились.
31. Наконец, мы видим самую большую статую Будды. Высотой она метров 20. Кажется, что еще можно придумать, чтобы удивить людей, но повторю, это только малая часть чудес, которые мы увидели после.
32. Этот Большой Будда совершенно стандартный и даже, я бы сказал, безыскусный. Вообще, буддизм от искусства тут требует больше придерживаться канонов, чем изощряться в творчестве, поэтому в отличие от чисто китайской религии, буддизм в этом плане очень строг и малоинтересен.
33. За пределами холма по ту сторону от горы видны здания монастыря, и вот туда мы скоро отправились.
34. Гору окружают непроходимые леса на соседних холмах.
35. С другой стороны открывается вид на поля, реки и прочие малоинтересные индустриальные пейзажи.
36. За забором внизу видна тоже какая-то статуя божества, но по сравнению с тем, что в монастыре, она не очень интересна.
37. Местность тут, за пределами монастыря, очень скучная.
38. Еще один вид на статую...
39. ...И мы идем по склону с другой стороны горы вниз, к основному монастырю. Продолжение следует...