Китайские боги.

May 02, 2019 20:40



Выполняю обещанное и скажу несколько слов о китайском пантеоне или даосском пантеоне. На первый взгляд, тут цари полный хаос, и для ненаблюдательного туриста все эти божества на одно лицо. Нет, скажет тот, кто немного знаком с культурологией. Китайский пантеон разный: тут есть буддисты, есть конфуцианцы, есть даосы и есть местные культы, но чаще всего мы видим совмещенный вариант даосского и буддийского храма. Про даосов ходят легенды, даосов почитают и боятся, но при этом в народе бытует представление, что без буддистов даосы неполны. Конечно, с точки зрения ортодоксального даосизма, это смешно, но в храмах мы можем видеть и будду, и бодхисатв и совершенных даосов. Буддизм в этом чем-то напоминает католичество, когда ради торжества своей религии включал в свою сферу все местные культы и даосских святых под видом воплощенных будд и бодхисатв. Примерно таким же образом в Японии произошло соединение буддизма и синтоизма. И все были довольны. Хотя ортодоксы никогда подобное принять не могли, и до сих пор в Китае и на Тайване есть чисто буддистские храмы и монастыри, и смешанные с даосами.

1. Некоторые китайские храмы огромные и напоминают многоэтажный дом в несколько высоких этажей, с множеством залов, комнат и служебных помещений. Иногда эта громада нависает над всеми окружающими домами, словно цитадель феодала.


2. Но иногда храмы довольно скромны, в один этаж, зато очень своеобразно украшены. Кстати, в Гонконге и материковом Китае таких пышных даосских храмов мало, а вот на Тайване даосские храмы словно соревнуются между собой в пышности и разнообразии украшений.


3. При этом они все стандартны по своей структуре, и подобно христианским храмам или мечетям, тут нет ничего неканонического, и побывав в одном, ты можешь с уверенностью сказать, где что находится во всех остальных.


4.Практически везде одни и те же алтари с буддами (чаще это буддистская троица), женскими бодхисатвами Гуань Инь и Ван-Му или Авалокитешварой, и семью божественными мудрецами. На фото внизу один из них, Чжанли Цюань, один из восьми совершенных.


5. У каждого будды тоже свое предназначение и свой символ.


6. Такие маленькие молитвенные статуэтки богини в данном случае означают пожертвование богатого человека. В Китае очень падки на подобное отмечание заслуг.


7. Алтарь с типично китайскими местными божествами.


8. Двери в храме выполнены в строгом соответствии с феншуй. Они могут быть круглыми или такими, как здесь.


9. Вообще, обстановка в храме простая, и никаких особых секретов тут не бывает. Заходить можно практически всюду, даже за алтарь.


10. Монахиня.


11. Зато крыши храма украшены столь красочно, что их можно рассматривать часами. Кстати, в этом большое отличие от Японии, где подобное украшательство не принято. Но в Китае это достигает порой чрезмерных усилий и доходит до вульгарности.


12. Все крыши должны быть заострены и изогнуты, чтобы на них могли садиться драконы и поедать злых духов, которые, как и в христианских храмах, боятся зайти внутрь и толпятся снаружи.


13. Китайская верховная троица, она всегда постоянна и однозначна. Это три главных даоса, "Трое чистых" ("сань цин), олицетворяющих этапы саморазвертывания дао, которые сменяли друг друга в качестве правителей мира на протяжении нескольких эпох. Первым правителем в "триаде чистых" является Юаньши Тяньцзюнь, или Изначальный небесный владыка, он в справа. Он передал власть Юйхуан Тяньцзюню, или Нефритовому императору, он в центре. А он передал власть Тайшань-Лаоцзуню, Высочайшему владыке Лао, или Верховному Старцу, он слева.  Сейчас владыка небес, Юй-ди или Нефритовый император, правит небесами и людьми. И при этом взаимодействует с Тайшань Лаоцзюнем, который является воплощением мудрости, и периодически воплощается на земле, одним из его воплощений считается мудрец Лао-цзы.


14. Не уверен, что все посетители совершенно точно знают подробности этого сложного пантеона, и того порядка, что за чем идет.


15. Коньки каждого храма столь витиевато украшены, что являются едва ли не самым дорогим элементом храма, за исключением некоторых статуй.


16. Подобно иконам, они служили раньше наглядной иллюстрацией вероучения для неграмотных.


17. Сейчас это просто красивые изображения. Хотя все подчинено строгим правилам и находится на своем месте. Женщины, которых мы тут видим, это все божества звезд или свита Царицы Запада Сиван-Му.


18. Интересно, что раньше китайцы довольно просто воспринимали религию, и все звезды на небе, а в Китае тут звездное небо видно очень хорошо, воспринимались как реальные существа, владыки живущие на небесах. Поэтому божества тут называли "семь владык звёзд Северного ковша" т.е. Большой Медведицы. Считается, что жизнь каждого человека находится в зависимости от одной из этих звёзд. Их духи в 1-й и 15-й дни месяца и в первые семь дней 9-го месяца спускаются на землю, чтобы сообщить смертным приговор Юй-ди, они же сообщают Нефритовому Императору о делах людей. Их сопровождают Левый и Правый хранители, обитающие на созвездиях слева и справа от Северного ковша.


19. Драконы, или невидимые божества стихий, это все добрые духи и несут только добро людям.


20. Точно так же, как и павлины, считающиеся божественными птицами. В Японии это, соответственно, журавли.


21. Что совершенно необходимо, так это большое количество стражей духовного мира.


22. На фронтонах храма очень много сцен из жизни Сиван-Му, Царицы Запада и ее свиты, а также восьми бессмертных.


23. В храмах попроще четыре стража рисуются прямо на дверях. В Японии обычно ставят четыре статуи стражей у входа в храм, но функции их везде одинаковы - не пускать в храм злодеев и злых духов.


24. Многие храмы украшены соответствующими барельефами, причем это все современные изображения.


25.


26.


27.


28. Иногда изображения таких верховных божеств, как Юй-ди, бог мира мертвых, совмещается с местными божествами. Тогда эти изображения удваиваются и утраиваются.


29. В соседней, но не главной комнате, можно найти целые штабеля ритуальных денег небес или банка ада. Это все покупается и приносится в жертву для того, чтобы покойники на небесах могли себе прикупить добра даже там.


30. Как отправить их на небеса? Очень просто - надо сжечь в ритуальной печи. Такая печь есть при каждом храме.


31. Огонь символизирует молитву, это схожее представление во всех религиях. Но только в китайской или даосской можно отправить через огонь на тот свет деньги и товары для повседневной жизни.


32. Для этого даже не нужны священники. Верующий сам покупает товар или деньги ада и забрасывает его прямо в огонь.


33. Все это очень обыденное или даже веселое занятие. Довольны все, и живые, и мертвые.


34. Иногда храмы разнообразят внешние украшения пагодами, символизирующими уровни небес, над которыми правит Нефритовый император. Это тоже напоминание верующим об духовном устройстве мироздания и разных аспектах вероучения.


храмы, религия, Тайвань

Previous post Next post
Up