Продолжаю посты про Японию. И на этот раз речь пойдет, наверное, о самом знаменитом храме в Токио для иностранцев - Яксукуни-дзиндзя. Невозможно не заглянуть хотя бы раз в этот знаменитый, огромный по размерам и площади окружающего парка, храм в самом центре Токио. Место, о котором написано огромное количество статей, вокруг которого наворочено много скандалов, и о котором знает, наверное, каждый, хоть немного интересующийся Японией. Посетить его на несколько часов стоит любому туристу хотя бы по двум причинам: первая - это огромный блошиный рынок на его территории по выходным, и второе - военный музей Юсюкан, в котором довольно интересная коллекция артефактов и документов по истории современных войн Японии.
Путь к храму идет по широченной и длинной аллее, начинающейся от улицы Ясукуни-дори в токийском районе Тиёда, совсем недалеко от императорского дворца. Собственно, храм и был заложен в 1869 году по приказу императора Мэйдзи и назывался Tokyo Shokonsha, а в 1879 году переименован в Ясукуни ("мирная страна"). То есть это синтоистское святилище совсем новое, и его популярность продиктована особой сакральностью данного места.
Прямо на аллее парка перед храмом стоит колоссальный памятник Омура Масудзиро (1824-1869), основателю современных вооружённых сил Японии, первый министру войны (военному министру), который тоже почитается в этом храме.
Статуя установлена еще в 1893 году. И это фактически первая статуя в Японии в общепринятом теперь европейском стиле.
К храму ведут огромные, высотой в 25 метров, каменные ворота-тории в количестве трех штук. Перед ними и расположен блошиный рынок, на который съезжаются любители старого барахла и туристы в Токио, охотящиеся за всякими редкостями. Здесь можно найти неплохие старые вещи, от фотографий до разных поделок из камня и дерева, которые будут лучше любых сувениров, купленных в других попсовых туристических местах. Цены тут умеренные, можно торговаться и сбивать расценки до смешного.
Не вдаваясь в подробности религиозных постулатов, скажу, что Ясукуни считается местом обитания душ воинов, погибших в современных войнах Японии с 19-го века. Всего в списках погибших тут больше 2,5 миллионов человек, в т ч и те, которые признаны военными преступниками. А поскольку войн без преступлений не бывает, что легко понять, какой скандал вызывает посещение храма на праздники разными официальными лицами. При этом погибшие сами признаны тут святыми, хотя для синтоистской религии понятие святых немного отличается от католического, им можно молиться, как богам, а сами погибшие обожествляются наравне с ними, соответственно, получая оправдание всем своим поступкам.
Священные фонари храма. Вообще, территория храма очень обширна, а сам храм один из самых больших в городе.
Само святилище храма прикрыто белым полотнищем с официальным гербом императора хризантемой в символическом виде.
В ритуалах ничего особенного не наблюдается, как и во всех храмах, люди подходят, хлопают в ладоши, поклоняются и отходят. Поклоняются здесь душам погибших воинов современной эпохи, от революции Мэйдзи 1868 года и до сего дня. Поэтому главная претензия к этому храму в других странах в том, что среди душ, упокоенных тут по канонам синтоизма (сам храм синтоистский, в буддизме это было бы немыслимо!) были и души военных преступников, казненных после Токийского процесса или других судов после Второй мировйо войны. Что выглядит довольно странно, т к с одной стороны Япония официально осудила военных преступоения своих начальников, и дажек азнила их за это, и вообще отказалась от милитаризма и самого существования Вооруженных сил (силы самообороны, слабые и немногочисленные, армией нельзя назвать, это скорее национальная гвардия. как в США, а основную функцию обороны страны теперь несут союзнеики-американцы). А с другой стороны, в храме почитают и молятся погибшим воинам на службе императору, в ряды которых затесались (и их никто оттуда не исключал) эти военные преступники. При этом религия в Японии отделена от государства и кому кто молится, честное дело граждан, а император больше не сын неба и не имеет божественного происхождения, но японское правительство все равно регулярно посещает храм в день капитуляции во Второй мировой войне, отдавая часть погибшим. Хотя, в этом как раз проявляется типичный японский характер: консервативность, традиционность и нежелание ничего нового - мы сто лет так делали, и будем делать дальше, менять ничего нельзя, новое это плохо, новое это ай-ай-ай.
Как и во всех храмах есть молитвенные таблички-эма с просьбами к богам, в данном храме, душам погибших воинов.
До сих пор храм выполняет роль церемониального центра синто в Токио наравне с храмом Мэйдзи в парке Ёёги, который не очень далеко от Ясукуни. И хотя внешне оба храма похожи на буддийские, но по сути это совершенно другая религия и традиция.
В разных павильонах вокруг храма располагаются учебные и молитвенные комнаты, много офисов и вообще, жизнь тут довольно активна.
Военный музей, который находится тут же в огромном здании, очень на любителя, и иностранцы почти не заходят внутрь, но для любителей истории тут немало интересного. Снаружи установлено несколько важных мемориальных памятников, например, памятник летчикам, погибшим во Второй мировой войне (тут ее называют Великая Азиатская война).
Тут же памятники погибшим в войне миллионам лошадей и служебных собак.
Саму композицию музея открывает подлинный экземпляр истребителя "Зеро" (Mitsubishi A6M Zero), который считался лучшим истребителем первого периода войны. Его созданию, в частности, посвящен последний фильм знаменитого режиссера Миядзаки "Ветер крепчает". Надо сказать, что все содержание экспозиций музея подчеркивает героизм и самоотверженность японских солдат и моряков, совершенно (и понятно) обходя вопросы военных преступлений в Азии. Хотя все же подчеркивается сожаление о вынужденности всех этих кровопролитных сражений.
Разумеется, в Ясукуни базируется много клубов и исторических организаций, занимающихся реконструкциями тех или иных военных событий, и по выходным обязательно что-то происходит.
В это день тоже собрались реконструкторы из какого-то клуба, по всему видно, завсегдтаи Ясукуни.
Сначала они собирались пройти маршем по храму, а потом изобразить на сцене соревнования школы карате и прочим боевым искусствами.
Были и женщины в кимоно, которые в марше не участвовали, а сидели среди зрителей и ждали начала представления, которое сильно затянулось.
Участники собирались очень долго, пока наконец, не появилось начальство, которое отдало всем приказ строится.
Тогда это воинство в одеждах эпохи Токугава выстроилось, напоминая собой больше общество любителей истории, чем солдат, или ватагу разбойников из-за своей пародии на дисциплину.
Это сходство с ватагой разбойников усиливали ряженые в боевые маски и парики ками, призванные устрашить противника.
Роль их в рядах воинов мне была непонятна. Это скорее, что-то ритуальное, чем реально помогающее в сражении.
Тем не менее, был дан сигнал, и ряженые с секирами и флагами возглавили шествие.
Особенно интересным тут был марш японских мушкетеров. Известно, что стрелковое оружие в японской армии появилось с 16-го века и тогда же все самураи фактически вооружились ружьями и мушкетами, что хорошо видно на картинах и рисунках того времени.
Шествовали и вполне традиционные воины того времени.
Марш замыкали трубачи, дувшие в огромные раковины, издававшие дикие звуки.
Все это театральное и несколько разнобойное шествие обходило дворы и углы огромного парка. Для постороннего человека это выглядело очень неспешным, но очевидно, организаторы мероприятия преследовали иные цели, чем понравиться случайным зрителям. В конце концов, шествие ушло во внутренний двор, и дождаться его окончания и начала нового представления мне не довелось. Все-таки, течение времени в традиционных и современных условиях жутко не совпадает.