Могу сказать откровенно - наконец-то впервые за долгое время, наверное, с того дня как в Неаполе стоял возле Замка Яйца, я увидел настоящий замок! Да еще какой! Своими размерами, мощью и тяжеловесной архитектурой Замок Сфорца в Милане производит сильное впечатление. При том, что у замка была довольно несчастная судьба и его могли снести, но в последний момент сохранили. И не зря!
1. Уже издалека он поражает своими размерами и , главное, центральной башней ворот, в свое время названной "Порта Джовия".
2. Идти в нему надо прямо от станций метро "Сардона", "Кайроли" или "Ланца", и уже издали, из-за великолепных домов, построенных на бульваре Форо Буонапарте видны его впечатляюще мощные башни.
3. Замечу сразу, что на самом деле, вплоть до конца 1889 года замок пребывал в плачевном состойнии. От некогда мощных стен и башен времен Возрождения мало что осталось, т к в замке долгое время находился австрийский гарнизон, изуродовавший все, что можно, а затем руины его и вовсе собирались снести, т к он казался бессмысленно занимающим ценное место в исторической части города. Такое отношение неудивительно, если учесть, что руниы всего замка выглядели примерно вот так, как на этой фотографии. Это все, что осталось от башни т н "Ворот Верчеллина", закрывыавшей вход в ворота Санто-Спирито. Их не стали восстанавливать, дабы показать, в каком состоянии замок находился до 1890 года, когда началась его реконструкция.
4. Поэтому можно только поблагодарить власти Милана, раскошелившиеся тогда на столь дорогостоящую реставрацию, да и просто спасение замка от сноса.
5. Но сейчас он, конечно, выглядит впечатляюще. Но надо помнить, что мрачная история средневековья, в самом буквальном смысле, во времена Висконти и Сфорца, описанная Шекспиром, творилась именно тут.
6. В восстановленном виде замок выглядит так, каким он был на пике могущества, в эпоху возрождения под властью Сфорца. Хотя сам замок был построен в 1368 Галеаццо Висконти, затем расширен герцогом Джан Галеаццо. Но только в 1450 году герцог Франческо Сфорца, ставший Миланским сеньором и его сын Лодовико иль Моро перестроили Кастелло в одну из самых великолепных резиденций Европы.
7. Забавно, что над главными воротами в башне Филарете портрет не Висконти или Сфорца, а Умберто Первого. Хотя это не случайно. Дело в том, что в 1521 году великолепная башня Филарете взорвалась из-за воспламенения расположенного в ней склада пороха и до 1905 года стояла разрушенной, пока король Умберто не приказал ее восстановить в прежнем виде.
8. Центральный барельеф на башне изображает святого Амвросия в окружении щитов прежних владельцев замка.
9. Легко себе представить, какие толпы осаждают замок в выходной день.
10. Днем здесь действительно людно.
11.
12. Уверен, что так получаются одни из самых впечатляющих фотографий.
13. Учитывая, что замок очень долго был бесхозным и полуразрушенным, понимаешь, что никаких оригинальных интерьеров или раритетов того времени, ты там не увидишь. Мы решили не задерживаться и пройти мимо замковых музеев, не заходя внутрь.
14. Одно крыло замка занимает музей Леонардо да Винчи, работавшего у Сфорца и занимавшегося в том числе и архитектурной композицией замка. Разумеется, ничего оригинального вы тут не найдете.
15. Между тем, даже пустой внутренний двор замка производит впечатление, и по нему просто интересно пройтись.
16. Несмотря на декабрьский холод (примерно +3-5), на солнце можно даже посидеть. Представляю, сколько народа тут проходит летом.
17. Огромная башня Филарете стала теперь символом города. Хотя ее вообще могло бы не быть, если бы не заслуга архитектора Лука Белтрами, 10 лет (1894-1905) трудившегося над восстановлением замка.
18. Без толпы народа в кадре, от которой очень трудно уйти, все выглядит строго и пустынно.
19. По мощным замковым стенам и башням можно прогуляться, купив билет внутрь, в замковый музей древнего искусства. Но ничего интересного там нет, все стены и башни пустые.
20. Внутренне пространство двора прекрасно оформлено и представялет собой вход в музей.
21. Замковый музей городского искусства и древнего искусства считается неплохим собрание средневековой скульптуры. но честно говоря, такого добра тут много в каждом городе. По мне это не стоит таких денег, а вообще туда надо пускать бесплатно, т к шедевров тут нет, а смотреть на древние статуи и надгробия не впечатляет. Точно такие же статуи и надгробия можно совершенно бесплатно увидеть в Вероне или в Падуе, и т п старинных городах.
22. Собственно, как видим, народу внутри немного, от слова совсем. Конечно, если вы еще не видели средневековых артефактов, таких, как, например, надгробие Висконти (оно выглядывает на фото из-за колонны) или рыцарских доспехов (они выставлены в специальном рыцарском зале), то туда стоит зайти, но если время дорого, то лучше его не тратить. Мы пошли дальше.
23. Внутренний клуатр замка, т н "Двор Рокетта", наверное, самый красивый в замке и самый старый. Он считался последним укреплением в случае долгой осады и изолирован от всей остальной части Кастелло.
24. Люди тут просто отдыхают.
24. Стены и башни Кастелло изрыты дырами для ремонтных лесов, как оспинами. Не очень красиво они смотрятся, но их решили оставить при реставрации в том виде, как было во времена Сфорца. Из песни слова не выкинешь.
25. Зато Двор Рокетта, геометрически правильный и выверенный архитектурно, прекрасен.
26.
27. Зубцы стен, т н "ласточкин хвост", как обычно идентичен зубцам Московского Кремля, но как мы помним, Кремль всего лишь скопировал этот итальянский оригинал. Кстати башни Замка Сфорца тоже весьма похожи на башни Московского Кремля, если с тех последних убрать шпили. Неудивительно, ибо все строилось в одно время и по одному архитектурному образцу.
28. Что интересно, строивший Московский Кремль Аристотель Фиораванти до этого работал у Франческо Сфорца именно над расширением Кастелло и потом буквально в деталях повторил прежний свой опыт в Москве. К счастью, замок удалось сохранить, и Лука Белтрами, реконструировавший его, очень продуманно и бережно восстановил башни замка именно в привычном нам стиле.
29. Выходя из ворот замка, остановились на подъемном мосту. Ров, окружавший замок, сейчас пуст, но в свое время он был еще одной непреодолимой преградой для осаждавших. Можно себе представить, как он выглядел в истории 500 лет назад. Вообще, Кастелло Сфорца уникальное место, это буквальный памятник чисто идеальной миланской истории. Он видел всех самых великих деятелей, от Джан Галеаццо Висконти до Леонардо да Винчи.
30. Вдали виднеется замыкающая парк вокруг замка Арка Мира, созданная по образцу Арки Септимия Севера в Риме, в честь побед Наполеона.
31. Окружает Кастелло бульвар Форо Буонапарте, застроенный в конце 19-го века великолепными особняками и жилыми домами в имперском стиле.