Москва. Бессмертное.

May 09, 2016 20:38



Вот он, Бессмертный марш Бессмертного полка. Прошел сегодня во второй половине дня в Москве и собрал не менее 500 тысяч людей. Этим цифрам можно верить, они вполне реальны, судя по наблюдениям. Марш продолжался несколько часов и вся Тверская при этом была полна.
Ощущения марш оставляет смешанные. Сперва о позитивном. Праздник стал всенародным, и в этом году менее заорганизованным. При этом на всем пути из-за жары раздают воду бесплатно (хорошо бы и бумажные козырьки от солнца, тем более, что уборщиком много и работают непрерывно, отчего мусора практически нет. Массовки тоже было незаметно, многие пришли искренне с портретами своих родственников. Для других (особенно молодежи и детей) это не более, чем карнавал с ряжеными, но тут ничего не поделаешь. Связи с реальным днем победы со смертью участвовавших в войне родственников практически нет. Тем не менее, люди ощутимо были довольны. Ну, а о главном негативном ощущение я скажу под катом в самом конце.



1. Так марш начинался на Тверской в районе Пушкинской площади.


2. И таких ряженых детей будет много. Где они берут все эти детские костюмчики, ума не приложу. Должно быть, работают нехило швейные фирмы-однодневки к празднику.


3.


4.


5. Морячок.


6.


7. Все тротуары были пусты. Все было оцеплено. Никаких зрителей. Или ты идешь маршем, или в пролете. Считаю, что это неправильно. Зрители должны быть, иначе выглядит все довольно неуютно.


8. Вот еще ребенок в форме.


9. Везде, на всем протяжении раздавали воду. Это очень правильно в жару. Респект организаторам.


10. Но к чему тут флаги ДНР и ЛНР?


11. Мальчик в футболке с дедом.


12.


13.


14. Казаки?


15.


16.


17.


18. Без Сталина, конечно, никак.


19.


20. И снова ряженые.


21.


22. Еще один Сталин.


23.


24. Шаманка?


25.


26. Перекрытый Охотный ряд у Госдумы. Вообще, плохо, что на всем пути, кроме Красной площади, не было зрителей. Или боялись чего-то?


27.


28. Целые отряды детей в форме на Красной площади. Это смотрится необычно, раньше такого вообще не было в Москве. Если только на каких-то детских мероприятиях.


29.


30.


31.


32. Вот какая хорошая тетенька с двумя портретами.


33.


34. Участвовали православные радикалы.


35. Семья.


А теперь о негативном. Это мое личное мнение, и я уважаю каждого, кто пригел со своими родными и не ставлю под вопрос честь и заслуги из погибших и умерших родных-ветеранов. Это святое. Но не могу промолчать, как верующий человек. Тут вот какое дело. Подобные шествия нельзя превращать в карнавал. В пляски и песни с воздушными шариками  - и с портретами умерших людей с кладбища. Потому что все те, кого несли люди на портретах - давно умерли. Их память нужно чтить - но не в веселье. Не в выставлении напоказ. Помню, были мероприятия на Пискаревском кладбище, в других мемориалах. Но никто не устраивал веселых праздничных шествий с портретами мертвых. Это неестественно, неэтично и античеловечно. Ни один из моих участников войны, дедушек и бабушек, не заслуживает, чтобы его так носили на всеобщем обозрении и ликовании, как знак умершего. Да, так делали в Древнем Риме (на похоронах и триумфах шли в масках посмертных предков триумфатора или покойного), или у древних германцев и славян. Но это языческий культ смерти (и победы), нельзя уподобляться ему. Не зря же в Евангелии сказано: оставь мертвых хоронить своих мертвецов. и: что вы ищете живого среди мертвых. Царство мертвых четко отделено от живых, и злоупотреблять этим, да еще в виде веселья. с песнями, плясками, бубнами и гармошками - недопустимо. Превращать в карнавал шествие смерти - такое еще возможно в Мексике, где празднуют День мертвых, оставшийся от индейского наследия, и устраивают пляски и парады со скелетами. Печально, если это с уходом памяти о войне, начнет возрождаться и у нас. Не дай Бог! Формат надо менять, пока он окончательно не укоренился.
Это, еще раз, подчеркну, мое личное мнение, основанное на этических убеждениях. Если кто-то несогласен, спорьте конструктивно, без оскорблений. Тем более, память погибших и умерших - она свята, именно в ограждение и защиту ее я и написал этот последний абзац. Ведь мертвые уже ничего не скажут, одобрят они то, что с ними сделали, или нет.

фото, этнографическое, Москва, праздник

Previous post Next post
Up