Вторая могила Иисуса.

Mar 30, 2016 10:40



Одно из самых спорных исторических и религиозных мест в Иерусалиме. Находится оно в Восточной части Старого города, совсем недалеко от Дамасских ворот в крепость. Прямо рядом с воротами есть огромный автовокзал с заметными издалека павильонами, и рынок, а за ними стоят, уже немного опустившиеся в землю (и оттого с большой площадью нижу уровня дороги) Дамасские ворота - самые красивые в Иерусалиме. Так вот, прямо от ворот идет широкая улица Наблус, и на ней, если правильно следовать указателям (они везде), в переулке справа находится эта самая - Садовая гробница, или альтернативная могила Иисуса Христа. Гробница, признаваемая истинной половиной христианских церквей мира, и так же яростно отвергаемая второй половиной их.



Тут действительно, в соответствии с названием, разбить большой сад, и если пройти по нему до конца и подняться на смотровую площадку, то вашим глазам предстанут и стены Иерусалима, которые совсем рядом, и купола мечетей, и скалы бывших каменоломень, находившиеся в древности именно с этой стороны.


Первое впечатление от этого места, как правило, самое сильное. Парк и гробница тщательно охраняется, находится под постоянным контролем и уходом нескольких миссий и выглядит настоящим оазисом в довольно запущенном и неприглядном хаосе мусульманских старых кварталов. Напомню, что Дамасские ворота, проспект султана Сулеймана и автовокзал - это места многих терактов последних месяцев, и несмотря на присутствие военных патрулей, сама дорога к саду выглядит весьма подозрительной. Но внутри все в порядке.


Надо сразу сказать, что это место не признано православной церковью, католики тоже относятся к нему с сомнением, но практически все протестантские церкви считают его всамделишним местом погребения Христа и практически оккупировали его. Впрочем, для большинства безрелигиозных туристов это значения не имеет. Место очень комфортное, парк реально хорош для отдыха, даже просто перевести дух от жары тут можно без всяких помех. Ворота закрыты из соображения безопасности, но вам их откроют по звонку, а внутрь пускают бесплатно, хотя везде висят указатели на добровольные пожертвования вместо оплаты билетов. Причем оплатить можно на выходе, что многие и делают, впечатленные комфортом этого места.


Так вот, парк находится на месте гробниц и каменоломень, а скала, возвышающаяся над ним и над городской стеной, была сочтена археологами-протестантами 19-го века за Голгофу (поскольку реальная Голгофа была практически уничтожена еще в 4 веке) по своей форме черепа. Честно говоря, никакой формы черепа я там не углядел, но думаю, что археологи имели право на свое мнение. При этом главным фактором все-таки стали раскопки могил иудейского времени, вырубленных в полном соответствии со всеми канонами похоронных правил доримского времени, чего на месте старой Голгофы найти уже было нельзя. Надо сказать, что исследователи подтвердили, что могилы вполне могли быть теми гробницами, в одной из которых Иосиф Аримафейский положил тело Христа, распятого неподалеку. К тому же они находились за городом, в месте, которое было далеко от Храма, т е соответствовали описанию в Новом завете. Проблема в том, что место старой Голгофы было слишком хорошо известно всегда. И ошибка древних христиан и византийцев, построивших там первый храм Гроба Господня, практически исключалась. Хотя сама гробница Иосифа и вообще вся скала, где она была вырублена, была уничтожена при строительстве этого самого храма горе-архитекторами древности, так что представить себе, как она выглядела, мы теперь можем только по гробнице в Саду.


Во всяком случае, спор об этих двух местах между церквями продолжается уже полтора века. Но, как я уже сказал, сам парк тут прекрасен, и вообще место сильно отличается в лучшую сторону по атмосфере от того базара, в какой превратили храм Гроба Господня в Старом городе.


Поскольку место это все-таки предназначено для религиозного туризма, то придя сюда днем, вы практически постоянно будете натыкаться на группы паломников или даже общины в полном составе, устраивающие богослужения на открытом воздухе. Места тут много, есть специально оборудованные залы и площадки для собраний. так что никто никому не мешает.


Мало того, сад размещен на нескольких уровнях, и под одними площадками для собраний находятся другие, где тоже полно народу. Например, на одной читали проповеди, а под ними, если посмотреть в окна сверху, принимали причастие.


Но, как видим, никто никому не мешает и вообще, место очень толерантное ко всем взглядам, ничего ни от кого не требуют, разве только не мусорить и не ходить по газонам.


Собственно, главный объект всеобщего внимания и поклонения - гробница Иисуса Христа, - находится сбоку у скалы. Пройти к ней можно свободно, но надо проскочить между толпами очередных экскурсантов, выстраивающихся в длинные очереди, чтобы залезть внутрь.


Первое впечатление, когда подходишь к ней - это очень похоже на правду, и это реальная гробница Иисуса Христа. Хотя это обычная гробница доримского времени, и как считают историки, построена в числе многих тут еще в 4-5 веках до н.э., тут все в деталях соответствует описанному в Евангелиях, и вид, и отверстие, и желоб для каменного круга, закрывавшего гробницу....


Внутри все тоже внушает... Ничего такого вы в старом Гробе Господнем не увидите. Даже если эта могила - не настоящая гробница Иосифа Аримафейского, где похоронили Христа, ее стоит посетить для того, чтобы понять, как все выглядело на самом деле. Ложе для тела, рядом камера для другого тела, обычно эти гробницы были семейные. Надо заметить, что тела не клали тут на века, гробницы фактически не заваливали, а каменный круг периодически откатывали по желобу и входили внутрь, чтобы проверить состояние набальзамированного тела. Собственно, именно это и описано в Евангелии, когда женщины пришли через день после похорон к гробнице и обнаружили ее пустой с брошенными пеленами, пропитанными бальзамом и т п веществами. Так делали до тех пор, пока тело довольно быстро не истлевало до костей от пропитки разными составами, после чего скелет складывали в каменный ящик, оссуарий, и переносили в семейный склеп, а ложе освобождалось для следующего покойника.


Неудивительно, что сюда выстаиваются очереди. В пасхальные и прочие праздничные дни, как говорят, тут вообще не протолкнуться, но и в будни бывает столпотворение.


Можно просто поразиться тому, сколько народу из разных стран тут стоит в очереди и как они себя ведут. Некоторые поют, плачут или приплясывают, машут флагами, некоторые ползут на коленях и напоказ долго молятся. Такое последний раз я видел в Москве на Таганке, на дороге к монастырю, где похоронена русская "баба Ванга", святая Матрена. В любом случае, ничего пугающего тут нет, а зайти сюда стоит. Место очень позитивное, на самом деле.


паломничество, религия, Иерусалим, памятники

Previous post Next post
Up