Оригинал взят у
tvsher в
И ещё немного о встрече Нового Года Праздники продолжаются и в эти дни многие вспоминают Петра Алексеевича. Ведь именно он притащил в Россию рождественскую ёлку и встречу Нового Года 1 января. И этот факт я не собираюсь оспаривать, только хочу сказать, что возникновение, а точней возрождение традиции празднования Рождества и Нового Года, а также проведения благотворительных рождественских балов, всё ж мы обязаны Елизавете Фёдоровне, супруге русского императора Николая I.
Празднование Рождества с ёлкой, а заодно и приход Нового Года, навязанный Петром I, у населения приживался трудно. Ёлки ставили можно сказать из под палки. А со смертью Петра народ совсем отбился от рук и в лучшем случае ставил у себя маленькие настольные ёлочки и всё.
Ситуация изменилась, когда в 1817-ом году младший брат русского императора Александра I Николай обвенчался с дочерью прусского короля Фридриха Вильгельма III и королевы Луизы Шарлоттой, которую нарекли Александрой Фёдоровной, когда та перешла в православие. К слову сказать ещё никто из Романовых не брал себе в жёны дочь короля. Царицами чаще становились мелкие немецкие принцессы, обедневшие княжны.
Детство Шарлотты прошло в Кёнигсберге и Рождество, как и встреча Нового Года, были любимыми семейными праздниками. К ним готовились всей семьёй, а дети всегда делали своими руками ёлочные украшения. И оказавшись в России Шарлотта впервые в жизни встречала Рождество без ёлки. Николай, дабы порадовать супругу, украсил Зимний дворец еловыми ветвями с горящими свечками. А на следующий год, в честь рождения сына-первенца, огромная зеленая красавица засверкала в Аничковом дворце и был дан бал.
Александра Фёдоровна государственными делами практически не интересовалась. Она вела светскую жизнь и как бы сейчас сказали, занималась домом, детьми, семьёй. Она плохо представляла, что за мир существовал параллельно с её уютным миром, который она так нежно создавала и оберегала. Но несмотря на это она была попечительницей благотворительных учреждений, устраивала новогодние праздники для приютских детей. Две трети её огромных личных средств (не путать с деньгами из гос.казны) неизменно уходили на благие дела и именно благодаря Александре Фёдоровне в высшем свете закрепилась традиция устраивать благотворительные балы, а вырученные средства от проведения таких балов шли на содержание тех же приютов для детей-сирот.
Александра Фёдоровна пришлась ко двору Русскому Двору, уж простите за тавтологию. Она быстро нашла общий язык и со своей свекровью, и со своими подданными. В высшем свете её прозвали "легкомысленной бабочкой" и "Белой розой", т.к. на балах танцевала буквально "до упаду". Светские дамы жаловались митрополиту Филарету, что государыня, вместо того, чтобы думать о спасении души, только и делает, что танцует. На что тот неизменно возражал: "Возможно, но я думаю, что она, танцуя, попадет в рай, в то время как вы все еще будете стучаться в дверь!"
Её красоту воспевали Пушкин и Жуковский, её окружали толпы воздыхателей. Именно ей посвящена строка В.А. Жуковского "Гений чистой красоты", затем повторенная А.С. Пушкиным, который оставался шутливым почитателем "А.Ф." всю свою жизнь. В дневниках поэта (1834) приведён разговор Пушкина с Александрой Фёдоровной и его признание: "я ужасно люблю царицу, несмотря на то, что ей уже 35 лет, или даже 36". При Дворе молодую царицу за красоту и изящество прозвали Лалла-Рук в честь героини романтической поэмы Т.Мура. Такой и запечатлел её Пушкин в первоначальной редакции восьмой песни "Евгения Онегина":
И в зале яркой и богатой,
Когда в умолкший тесный круг,
Подобно лилии крылатой,
Колеблясь, входит Лалла-Рук,
И над поникшею толпою
Сияет царственной главою
И тихо вьется и скользит
Звезда - харита средь харит.
Ну и какой же бал без вальса?
Click to view