В рамках Дней Эрмитажа в Екатеринбурге привезли работу Маринуса ван Роймерсвале "Сборщики податей". Сразу скажу, что картина уже была в нашем городе, в эвакуации, во время войны. И хранилась она в здании на Вайнера, 11.
Картина интересная и может многое нам рассказать. Сюжет о сборщиках налогов стал популярным в Нидерландах в 16 веке. На одной из авторских копий этой картины специалисты разобрали надпись в тетрадке у сборщика подати - «муниципальный налог». И получается, что перед нами городские налоговики.))
При поступлении в Эрмитаж картина считалась произведением Квентина Массейса, затем его мастерской, и только в 20-ом веке её автором признали Маринуса ван Роймерсвале (ок. 1490 - ок. 1567). О художнике практически ничего неизвестно. Считается, что Роймерсвале родился в городке Реймерсвале, который к середине 17 века был поглощён морем. В официальных документах найдены следы того, что Маринус был осуждён за участие в иконоборческих беспорядках... Но некоторые исследователи спорят с этим, доказывая, что то был другой человек. Предполагают, что Роймерсвале получил образование в области права и работал юристом, а в середине жизни начал писать картины... И надо сказать, что картины, относимые к наследию Маринуса ван Роймерсвале, являются произведениями, выполненными на высочайшем уровне - и по тонкости изображения, и по смыслу, и по композиции. Для любителя даже очень хорошо.)
Картину приобрела в свою коллекцию Екатерина II, купив её вместе с другими полотнами у наследников первого премьер-министра Англии сэра Роберта Уолпола в конце 18 века. И "Сборщики податей" является одной из самых первых картин в коллекции Эрмитажа.
Ещё эта картина интересна тем, что она была переведена в 1841 году с деревянной основы на холст. В 19 веке в Эрмитаже существовала практика переводить картины с дерева на холст. Дело в том, что помещение отапливалось печкой - температурный режим соблюсти было сложно. Дерево то рассыхалось, то увлажнялось, краска сыпалась,картина портилась. И что было делать? Решили использовать специально изобретённую в то время во Франции передовую технологию: на изображение с лица наклеивали ткань, дерево с изнанки сбивали до грунта стамесками, а потом картину наклеивали на холст, а ткань с лица убирали. Способ может и варварский, но он позволял спасти картину...
Вообще, картина это живое существо. В ней постоянно происходят химические изменения. К примеру, лак начинает вступать в реакцию с пигментами и меняет восприятие цвета со временем. Реставраторы обычно оставляют на картине маленький кусочек, чтобы показать, какой она была до восстановления. И тут мы можем наблюдать такой кусочек - вокруг инвентарного номера. Кстати, чей это номер - коллекции Уолпола или Екатерины II - пока невыяснено.
И ещё. В тетради сборщика надписи сделаны на средневековой скорописи. Эрмитаж сейчас ищет специалиста по расшифровке такой скорописи, чтобы прочитать и понять текст...
И последнее. Под этим взглядом мне сразу вспомнилось: - а ты заплатил налоги?!))