в память всех солдат не вернувшихся с войны...как я поняла с любой войны. Только мне непонятно, почему подобные вещи надо называть праздниками... Праздник, это когда радуешься а тут событие совсем не радостное. Ну да ладно, во всяком случае есть повод запостить историю о военном лётчике Первой мировой Павле Владимирове...
Было время, когда в небо поднимались весьма экзотичные машины: орнитоптеры, геликоптеры (чесслово, не знаю что это такое) и аэропланы. Практика показала, что наибольшее применение получили только последние. Их конструкции из чего только ни делались: из стальных труб, тросов и дерева, а несущие поверхности обтягивались материей. Лётчики же совершали полёты по весьма несовершенным приборам, сидя в открытых кабинах. Нужно было обладать немалым мужеством, чтобы управлять этими весьма несовершенными машинами...
Прапорщик Павел Николаевич Владимиров родился 18 мая 1896 года в семье петербургских мещан. Точно неизвестны ни его родители, ни образование, которое он получил. Известно только то, что с 5 августа 1915го он оказался на службе в 1-м авиационном парке, в качестве вольноопределяющегося. А 18 декабря 1916го Павел Владимиров сдал экзамен на лётчика в школе авиации на аппарате «Лебедь» и с 7 января 1917 года стал военным лётчиком 33-го корпусного авиационного отряда, действовавшего на Северном фронте.
Этот авиаотряд имел славную, хотя и недолгую, историю. Он был сформирован весной 1914 года в Новогеоргиевске, одной из самых больших русских крепостей Варшавского военного округа защищавших передовой театр на реке Висла. В августе 1915 года крепость была отдана наступавшим германцам, а крепостной авиаотряд отличился спасением знамен и секретной документации, невзирая на ненастную погоду и огонь противника. Тогдашние аэропланы очень сильно зависели от погоды: они не летали в сильный ветер, в грозу и дождь, не летали ночью, но лётчики всё же выполнили приказ. В октябре 1915го на основе аппаратов и личного состава Новогеоргиевского крепостного авиационного отряда был сформирован 33-й корпусной отряд.
Летом 1917 года Павел Владимиров получил чин старшего унтер-офицера, а затем и прапорщика. Осенью же 1917го 33-й корпусной авиаотряд оказался одним из немногих сохранивших дисциплину и технику в начавшемся развале русской армии. Командование отряда и его личный состав сумели отстоять имущество от расхищения и преодолели сопротивление новоявленных комиссаров. С большим трудом достали вагоны и в январе 1918 года самолёты, автомобили и всё остальное имущество перевезли на станцию, погрузили и вывезли сначала в Великие Луки, а затем ещё дальше в тыл в Саратов.
Личный состав отряда не признал советскую власть и когда в Саратове появился сибирский подпольщик штабс-капитан П.Сергеев, с разрешением на вывоз техники отряда в Сибирь, лётчики и механики активно поддержали эту идею. Под видом переброски аэропланов в Восточную Сибирь для организации там почты и связи, удалось погрузиться и уехать в Пензу, а оттуда в Уфу. 4 июля 1918 го под Уфой 33-й корпусной авиаотряд перешёл на сторону чехословацких войск. В конце июля отряд под командованием лётчика-наблюдателя штабс-капитана Предтеченского расположился у станции Дружинино и приступил к полётам в интересах войск Северо-Уральского фронта полковника С.Н.Войцеховского.
Основной задачей стала разведка вдоль Пермской и Западно-Уральской железных дорог. Вечером 6 августа прапорщик П.Н.Владимиров вылетел на одноместном «Ньюпоре - 17» на северо-запад, на Утку и станцию Илим. Глаза слепило солнце, а сама конструкция «Ньюпора» не позволяла вести наблюдение за местностью. И нечего удивительного в том, что через некоторое время лётчик потерял ориентацию и заблудился. С большим трудом ему удалось найти дорогу назад и после двухчасового полёта приземлиться на своём аэродроме. Утром 8 августа прапорщик Владимиров и лётчик-наблюдатель штабс-капитан Предтеченский вылетели на «Фарсале», который был лучше приспособлен для наблюдения, вдоль Пермской железной дороги, произвели разведку и сбросили бомбы на станцию Шамары. Полёт проходил два с половиной часа, на высоте 1500 метров...
Во второй половине августа авиаотряд не действовал, так как был вынужден эвакуироваться на станцию Нязепетровск, а затем он был переброшен в Екатеринбург. Аэродром был развернут вблизи станции Уктус, механики собрали самолёты и лётчики приступили к боевой работе вдоль Горнозаводской железной дороги. 4 сентября прапорщик Владимиров с лётчиком-наблюдателем поручиком Тиль совершили более чем трёхчасовой полёт на аппарате «Вуазен», придерживаясь высоты 1800 метров. Помимо разведки было произведено бомбометание на станцию Анатольская.
Утром 5 сентября Павел Владимиров и штабс-капитан Предтеченский вылетели на «Фарсале» на разведку в сторону Нижнего Тагила. Долетев до Исетского озера обнаружили неисправность в моторе и повернули обратно на Уктус. После устранения механиками поломки, они взлетели вновь и на этот раз долетели до Невьянска. Севернее громоздились грозовые тучи и пришлось снова возвращаться так и не долетев до цели. Полёт проходил на высоте 2000 метров и продолжался два с половиной часа...
8 сентября 1918 года из состава красной Иркутской авиагруппы к чехам на «Сопвиче» перелетел военный летчик В.Катальников и сел у станции Кузино. Для перегона «Сопвича» в Уктус был командирован прапорщик Владимиров хорошо знавший маршрут. 10 сентября при подлёте к станции Хрустальная, на угнанном «Сопвиче» остановился мотор и пришлось идти на вынужденную посадку. Увидев более менее чистое от леса пространство Владимиров направил туда аэроплан. Лавируя между высокими деревьями и скирдами сена, он все-таки зацепил правым крылом за скирду, но таки приземлился повредив аппарат и получив лёгкие ушибы. В неисправном виде «Сопвич» довезли на автомобиле по Сибирскому тракту в Екатеринбург, а оттуда в Уктус. Осмотр мотора показал, что в топливных фильтрах были вода и грязь.
12 сентября 33-й Гуситский корпусной авиаотряд был вновь перебазирован на станцию Дружинино и в тот же день Павел Владимиров вместе с летнабом поручиком Тиль произвели полёт на разведку и разбрасывание прокламаций. Авиаотряд вновь начал работать вдоль Пермской и Западно-Уральской железных дорог. До рокового дня прапорщик Владимиров слетал еще два раза. 15 октября он атаковал на своем «Ньюпоре» аэроплан «Сопвич» из состава красного 1-го Иркутского авиаотряда, выпустив по противнику 43 пули, после чего его пулемет заклинило. Когда красный «Сопвич» кое как приземлился на аэродроме у села Спасо-Богородское, на аппарате насчитали сорок пробоин. Учитывая входные и выходные отверстия, это значит, что почти каждая вторая пуля попала в цель. Прапорщик оказался метким стрелком! Удивительно, что красные летчики Абузин и Грубер вышли из переделки без единой царапины и командование 3-й армией «за хладнокровие и удачные маневры» выдало им по 500 рублей премии.
16 октября в районе станции Шамары, другой красный аэроплан «Сопвич» в составе лётчика Феоктиста Граба и лётчика-наблюдателя Ипполита Шульца был атакован истребителем «Ньюпор - 17» за штурвалом которого опять был прапорщик П.Н.Владимиров. Он успел дать только короткую очередь, причем все его пули попали в «Сопвич», как летнаб И.Шульц открывший огонь из турельного пулемета угодил в «Ньюпор». Видимо пуля попала Владимирову в сердце и неуправляемый аппарат рухнул в тайгу в восьми километрах от станции Шамары. Это была первая документально подтверждённая победа Красного воздушного флота в Гражданскую войну. По возвращении на аэродром и подтверждении победы красные летчики получили каждый по 5 тысяч рублей.
Тело прапорщика П.Н.Владимирова было найдено и привезено в Екатеринбург. 20 октября 1918 года он был отпет в Екатеринбургском кафедральном соборе настоятелем протоиереем Л.Игноратовым. Останки лётчика упокоились на Михайловском кладбище, а на его могиле был воздвигнут пропеллер.
источник PS: в отличие от фото могила прапорщика не сохранилась...