Живописец королей и красивых женщин, считается мастером пастели, хоть и владел всеми материалами, включая эмаль и масло.
Писал он и натюрморты и пейзажи, но прославился художник всё же портретами, на которых он передавал текстуру тканей, детали и покрой одежд очень точно, в связи с чем его картины считаются превосходным отчётом о моде того времени.
Говоря современным языком, у художника нет законченного образования. По своей сути он самоучка. Обучение своё он начинал с миниатюр и росписи эмалью в мастерской гравёра Жана-Батиста Массе. Но участь копииста его не привлекла и к 1726 году художник работал самостоятельно... И 1732-м он выставляет на конкурс в Академии живописи и скульптуры свою картину "Первосвященник Авимелех даёт Давиду меч Голиафа". Успеха его работа не имела.
Затем в жизни художника были Рим, Неаполь, Флоренция, Константинополь... Потом Венеция, Вена, Дармштадт, Женева, Лион... И уже к 1747 году его известность была такова, что в трактате о международной торговле отмечалось:" В Европе найдётся не так много художников, которые смогут одержать победу над Лиотаром в искусстве портрета".
Своей школы Лиотар не создал, но единственный официальный ученик у него всё же был. Примерно в 1765 ГОДУ, будучи в Женеве, художник взял 14-летнего Луи-Ами Арло, но тот через два года уехал в Париж... Есть свидетельства о ещё одном студенте, которого Лиотар привлекал к написанию портрета Руссо в 1764 году. Но после смерти своего отца молодой человек покинул мастера, и идентифицировать его не удалось. Не создал Жан-Этьен и движение. Другие жудожники редко следовали ему, а вот копировали достаточно часто))
О личной жизни художника, тоже мало что известно. Женился он на Мари Фарг, дочери французского купца-протестанта, жившего в Амстердаме. Для этого художник пожертвовал своей бородой, и по инициативе госпожи Лиотар этот факт широко освещался. Даже в переписке Вольтера с австрийским графом Карлом фон Цинцендорфом обсуждалась требовательность супруги живописца, а The European magazine приукрасил репортаж, написав, что во время церемонии бракосочетания борода была уложена в специальную коробку. Известно, что у них было пятеро детей, но информации я о их судьбах я не нашла.
Был у Жана-Этьена брат близнец Жан-Мишель, но он не стал известным живописцев и сейчас о нём можно прочитать только у Брокгауза и Ефрона: гравер, женевский уроженец, брат-близнец живописца Жана-Этьена Л., был одним из лучших учеников Бен. Одрана и успешно работал в Париже. По приглашению известного любителя искусств, английского консула в Венеции Жозефа Смиса, ездил в Италию для награвирования резцом больших картонов, исполненных К. Чиньяни для герцога пармского, а также семи картин Себ. Риччи из священной истории. Исполненные им по этому заказу гравюры изданы в 1743 г. в Венеции ("Opus Seb. Ricci Bellunensis absolutissimum" и "Monochromata VII Car. Gignani").
И что интересно, если судить по переписке, отношения между братьями были не очень близкими. Да и по характеру они были совершенно разными. Если Жан-Этьен не мог усидеть на месте и постоянно путешествовал, то Жан-Мишель был спокойным примерным семьянином... Но это уже совсем другая история)
Да, меня сейчас наверняка спросят, а почему не рассказала о самой известной картине художника "Прекрасная шоколадница"? Которая кстати стала одним из первых логотипов экономики... Ставлю ролик, кому интересно, смотрите)
Click to view