Уже сегодня родителям предлагают провести генетические анализы, которые покажут, например, какой вид спорта лучше выбрать для ребёнка. Так насколько же на самом деле влияет генетика на успехи и наклонности детей?
Учёные выявили, насколько важна наследственность и различные факторы окружающей среды для успехов в учёбе на примере 6000 пар близнецов. Для этого были проанализированы их успеваемость на протяжении всего времени получения среднего образования и результаты выпускных экзаменов. Как показало исследование, успехи учеников были стабильными на протяжении всего времени обучения: кто хорошо учился в начальной школе, тот хорошо сдал и выпускные экзамены. Для исследования не случайно были выбраны именно близнецы. Это позволило учёным выявить различия, обусловленные именно генетикой. Напомним, что однояйцевые близнецы наследуют 100% идентичных генов, в то время как разнояйцевые близнецы имеют приблизительно 50% одинаковых генов (как родные братья и сёстры).
Учёные изучали только школьную успеваемость близнецов. Так, у однояйцевых близнецов она была примерно одинаковой, поэтому напрашивается вывод о влиянии наследственности на успеваемость и другие "учебные" характеристики ребёнка. Если рассматривать факторы успеваемости в процентном соотношении, то была получена следующая картина: 70% успеха зависит от генетики, 25% от окружающей среды, одинаковой для обоих близнецов, то есть семьи и школы, и 5% от той среды, которая у детей разная, к примеру, друзья и учителя. Отличия в практически идентичных показателях успеваемости у близнецов исследователи объяснили именно воздействием третьего фактора, то есть той среды, которая у детей не совпадает.
С помощью ряда тестов учёные доказали, что роль генетических факторов является существенной: после вычета прочих факторов, успехи в обучении на 60% определяются наследственностью. Полногеномный поиск ассоциаций подтвердил на примере 6000 пар близнецов, что генетика влияет на успехи детей на протяжении всего периода обучения. Исследование в будущем поможет родителям обратить внимание на слабые характеристики ребёнка, чтобы начать работать с ними как можно раньше. В дальнейшем изучение полигенного наследования и факторов риска окружающей ребёнка среды (то есть особенностей семьи, друзей, школы) позволит максимально рано выявлять детей с проблемами в обучении и составлять для них индивидуальную программу обучения,
отмечают исследователи. Учёные считают, что новорождённому ребёнку можно было бы проводить анализ ДНК, чтобы понять, будут ли у него проблемы, к примеру, с чтением или арифметикой, и, таким образом, вовремя принять все необходимые меры. Такое превентивное вмешательство в раннем возрасте может помочь многим детям избежать определённых проблем и достигнуть успехов в учёбе в будущем.