Завод «Тонар» известен как изготовитель прицепов, но скоро за предприятием может закрепиться совсем иная слава. Несколько лет назад тут взялись за разработку собственного карьерного самосвала.
Производство карьерных самосвалов «Тонар» началось с манипуляций с китайским Shaanxi SX5504, который ездит на колесной формуле 6х4. Инженеры предприятия хотели получить достаточно надежный самосвал, который при этом был бы дешевле классического карьерного БелАЗа. Новинке от китайского предка досталось шасси, которое почти сразу начали собирать из привозных комплектующих на "Тонаре". Кузов же решили разработать самостоятельно. Варить кузова собственной разработки на предприятии стали почти сразу. В результате на свет появился самосвал Тонар-4525 с грузоподъемностью 45 тонн.
В последствии «тонаровцы» будут избавляться от китайских комплектующих, заменяя их узлами собственного производства. Первой была заменена рама, которую также начали варить на предприятии. Затем произошел и отказ от китайских дизельных двигателей Weichai мощностью 375 лошадиных сил. Их поменяли на отечественный агрегат с индексом ЯМЗ-650, мощность которого составляет 412 «лошадей».
Первоначально машины оснащались только 25-кубовым кузовом для скальной породы, однако после замены двигателя получили еще и 37-кубовый вариант платформы для транспортировки угля. Проект по созданию собственного карьерного самосвала стартовал в 2013 году. На момент 2017 года машина была полностью переработана. Новое поколение самосвалов сохраняет свое первоначальное обозначение.
Что касается кабины, то сначала на Тонар-4525 ставились 1-местные кабины китайского производства. Ныне самосвал комплектуется исключительно отечественными кабинами на два места. Заменена была и подвеска. Первоначально она была рессорной. Теперь же она является пневморессорнойспереди и балансирной сзади. В 2017 году появилась версия и с более продвинутым силовым агрегатом. Им стал двигатель Cummins QZ13 мощностью 450 лошадиных сил.
источник