Хочу я с Троицей всех вас поздравить!
Чтоб каждый день прожитый в радость был,
И путь Господь вам освятил..
Пятидесятница. Армянская миниатюра, 13 век
"При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать" (Деня. 2:1-4).
Так описывает книга Деяний апостолов о Сошествии Святого Духа.
Многие люди, пришедшие в этот день в Иерусалим, на праздник, стали свидетелями чуда. Исполненные Духа Святого, апостолы из боязливых стали смелыми, из малых великими. Простые неученые рыбаки получили способность вдохновенно проповедовать, знавшие только свое наречие, они заговорили на многих языках, так что люди из других народов понимали их. Это было столь удивительно, что многие даже спрашивали: «не напились ли они сладкого вина?». Действием Святого Духа апостолы преобразились, отныне они, облечённые силой свыше, будут проповедовать Евангелие по всему миру.
Сошествие Святого Духа на апостолов изображали на протяжении всей христианской истории. В общих чертах иконография сложилась уже к 6-му веку, но в каждой художественной традиции и школе были свои нюансы.
На армянской миниатюре 13 века из Евангелия, хранящего в собрании Музея искусства Уолтера (Балтимор, США), изображены двенадцать апостолов, сидящих полукругом, а с небесного престола исходят лучи, в которых пылают огненные языки. В целом композиция традиционна, но армянский художник показывает апостолов не чинно сидящими на седалищах, а возбужденно жестикулирующих. На верхних местах изображены первоверховные апостолы Петр и Павел. Интересно, что Павла не было среди апостолов в день Пятидесятницы, конечно, это хорошо знали средневековые мастера, но традиция такая традиция.. она древняя и именно благодаря ей всегда мастера иконописи изображают Петра и Павла во главе апостольского чина, ибо оба этих апостола олицетворяют полноту Церкви, так как первый проповедовал евреям, второй - язычникам.
Изображеные люди в арке внизу - символизируют те народы, которым понесут Благую весть апостолы после Пятидесятницы. В русской традиции на этом месте обычно изображается так назвыемый царь Космос, аллегорический образ, олицетворяющий мир, просвещаемый Словом Истины. В греческой традиции нередко изображали народы в виде толпы людей в разных, порой экзотических одеждах. В данном случае надпись на армянском языке гласит: «парфяне, мидяне, эламиты», то есть, здесь названы те народы, которые, согласно книге Деяний слышали проповедь апостолов и понимали каждый свое наречие. Среди изображенный людей мы видим царя (он, с нимбом), возможно, это царь Трдат, провозгласивший христианство государственной религией Армении. Если это так, то резонно предположить, что монах, изображенный рядом с ним - это Григорий просветитель Армении. Тут же - некое тёмное существо, нашёптывающее что-то в ухо монаху. Такая деталь встречается крайне редко, так что интерпретировать её сложно. Но напрашивается сама собой версия, что это искуситель, пытающийся отвратить людей от истинного пути. Ну а что может ещё нашёптывать тёмное существо.) В богослужебных песнопений праздника подчеркивается соединение всех народов через истинную веру действием Святого Духа, и это событие противопоставляется разделению языков при строительстве Вавилонской башни.
Престол, изображённый в верху миниатюры, символизирует Царство Небесное, на нём сидит голубь, символ Святого Духа, окружённый голубой мандорлой - сиянием славы. Здесь всё традиционно. И над аркой изображены два прекрасных павлина - эти птицы олицетворяют рай. Птицы клюют плоды растений, произрастающих прямо из небесной тверди. Это также символ рая. Таким образом, армянский миниатюрист показывает нам чудо Пятидесятницы как откровение о Царстве Небесном.
Мира и добра всем добрым людям!
Click to view
С праздником Святой Троицы всех причастных!