Что-то я совсем забросила тему
Святого Грааля, надо как-то к ней возвращаться)). Кто-то верит в его существование, кто-то наоборот также рьяно доказывает, что это всего-лишь легенда. Можно конечно согласиться, что это красивая легенда, только вот как быть с кубком Ликурга, который реален и не менее загадочен легендарной чаши Христа...
Кубок Ликурга сейчас находится в Британском музее и это единственная сохранившаяся с античных времен диатрета. Кубок выполнен в форме колокола с двойными стеклянными стенками, покрытыми фигурным узором. Внутренняя часть сверху украшена резной узорной сеткой. Высота кубка - 165 миллиметров, диаметр - 132 миллиметра. Учёные предполагают, что изготовлен он в Александрии или Риме в IV веке.
Этот артефакт знаменит прежде всего своими необычными свойствами. При обычном освещении, когда свет падает спереди, кубок зелёного цвета, а если его подсветить сзади, он становится красным.
Меняет артефакт цвет и в зависимости оттого, какая жидкость в него налита. К примеру, кубок светился голубым, когда в него наливали воду, но, заполненный маслом, становится ярко-красным.
Поверхность чаши украшает красивый горельеф, изображающий страдания бородатого мужчины, опутанного виноградными лозами. К этому сюжету больше всего подходит миф о гибели фракийского царя Ликурга, предположительно жившего около 800 года до нашей эры.
По легенде, Ликург, ярый противник вакхических оргий, напал на бога виноделия Диониса, перебил многих его спутниц-менад и изгнал их всех из своих владений. Дионис же в ответ подослал к оскорбившему его царю одну из нимф-гиад по имени Амвросия. Явившись к Ликургу в виде знойной красавицы, гиада сумела его обворожить и уговорила выпить вина.
В результате опьяневшего царя охватило безумие, он напал на собственную мать и попытался изнасиловать её. Затем он разрубил на куски топором собственного сына Дрианта, приняв его за виноградную лозу. Следом за сыном разрубил и супругу. Пытаясь высвободиться из цепких объятий сатиров, что были также подосланы Дионисом, царь отрубил собственную ногу, истёк кровью и умер. Вот такие ужасти...
Историки почему-то считают, что тема горельефа символизировала победу, которую в 324 году одержал римский император Константин над жадным и деспотичным соправителем Лицинием. И отсюда они делают вывод, что кубок изготовлен в IV веке.
Но надо сказать, что точное время изготовления изделий из неорганических материалов определить практически невозможно. Поэтому нельзя исключать, что эта диатрета пришла к нам из эпохи куда более древней, чем античность. Также не факт, что горельеф иллюстрирует миф о царе Ликурге. С таким же успехом можно предположить, что здесь изображена какая-то другая притча об опасности злоупотребления алкоголем...
Место изготовления также определено предположительно, на том основании, что Александрия и Рим славились в античные времена как центры стеклодувного ремесла.
Нет единого мнения и о предназначении этого кубка. Одни считают, что он использовался жрецами в дионисийских мистериях. Другая версия гласит, что кубок служил определителем того, содержится ли в напитке яд. А некоторые полагают, что чаша определяла уровень зрелости винограда, из которого сделали вино.
Никто не знает, откуда взялся этот артефакт. Есть предположение, что он был найден черными копателями в гробнице знатного римлянина. Потом несколько веков пролежал в сокровищницах римско-католической церкви. В XVIII веке его конфисковали французские революционеры, нуждавшиеся в средствах. Известно, что в 1800 году для обеспечения сохранности к чаше приделали обод из золочёной бронзы и такую же подставку, украшенную виноградными листьями.
В 1845 году кубок Ликурга приобрёл Лионель де Ротшильд, а в 1857 году его увидел в коллекции банкира знаменитый немецкий искусствовед и историк Густав Вааген. Пораженный чистотой огранки и свойствами стекла, Вааген несколько лет упрашивал Ротшильда выставить артефакт на всеобщее обозрение. В конце концов банкир согласился, и в 1862 году кубок оказался на выставке в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Однако после этого он вновь стал недоступен для ученых почти на столетие. Только в 1950 году группа исследователей упросила потомка банкира, Виктора Ротшильда, открыть им доступ к изучению реликвии. После этого наконец было выяснено, что кубок изготовлен не из драгоценного камня, а из дихроического стекла (то есть с многослойными примесями металлических окисей).
Под влиянием общественного мнения в 1958 году Ротшильд согласился продать кубок Ликурга за символические 20 тысяч фунтов Британскому музею.
Наконец-то ученые получили возможность тщательно изучить артефакт и разгадать тайну его необычных свойств. Но разгадка не давалась очень долго. Только в 1990 году с помощью электронного микроскопа удалось выяснить, что всё дело в особом составе стекла.
На миллион частиц стекла мастера добавляли 330 частиц серебра и 40 частиц золота. Удивляют размеры этих частиц. Они составляют примерно 50 нанометров в диаметре - в тысячу раз меньше, чем кристаллик соли. Получившийся золото-серебряный коллоид и обладал свойством менять цвет в зависимости от освещения.
Возникает вопрос: если кубок действительно изготовили александрийцы или римляне, то каким образом они смогли измельчить серебро и золото до уровня наночастиц? Откуда у древних мастеров взялись оборудование и технологии, позволяющие им работать на молекулярном уровне?
Кто-то из ученых выдвинул такую гипотезу. Древние мастера и до создания этого шедевра порой добавляли в расплавленное стекло частицы серебра. А золото могло попасть туда совершенно случайно. Например, серебро не было чистым, а содержало золотую примесь. Или в мастерской остались частицы сусального золота от предыдущего заказа, и они угодили в сплав. Так и получился этот удивительный артефакт, возможно, единственный в мире.
Версия звучит почти убедительно, но... Чтобы изделие меняло цвет подобно кубку Ликурга, золото и серебро должны быть измельчены до наночастиц, в противном случае цветового эффекта не будет. Правда интересно? Нанотехнологии и IV век!
Поэтому вполне серьёзно рассматривается версия, что кубок Ликурга гораздо древнее, чем считалось до сих пор. Возможно, он создан мастерами высокоразвитой цивилизации, предшествовавшей нашей и погибшей в результате планетарного катаклизма, например в той же Атлантиде. Вот такие дела...
Про кубок Ликурга