Кто поведет Дикую Охоту? Часть 1. Фрау Холле

Dec 27, 2015 00:18

Редкая информация, рекомендую

Оригинал взят у rakugan в Кто поведет Дикую Охоту? Часть 1. Фрау Холле


«Дикая Охота» Ханны Бёвинг (Hannah Böving)

Почти по всей Европе, от Италии до Скандинавии, известны легенды о «Дикой Охоте» - кавалькаде призрачных всадников со сворой собак, которая проносится по небу, похищая души умерших, а то и живых людей. Обычно время появления Дикой Охоты привязывали к самому темному и холодному времени года - с ноября по январь. Особенно часто она появлялась в так называемые «Двенадцать ночей» - между Рождеством и Крещением по григорианскому календарю, т.е. между 25 декабря и 6 января.

Звуки Дикой Охоты - лай собак, крики охотников, звон оружия - далеко разносились в холодном воздухе. Часто ее появление сопровождалось бурей или грозой. Деревенские жители оставляли на ночь приношения волшебным охотникам, но сами старались как можно реже выходить из дома в ночную темень и стужу. Встреча с Дикой Охотой могла обернуться смертью или безумием, а само ее появление часто предвещало войну или чуму.

В разных странах предводителем Дикой Охоты считаются разные мифологические персонажи. В Англии это король Артур, Херне-Охотник, король Херла и другие, в Скандинавии - преимущественно Один, в Уэльсе - король Араун и т.д. Но далеко не всегда эти персонажи - мужчины. Есть среди них и женщины. Легенды о них относятся к числу самых древних и интересных.

Предводительницам Дикой Охоты посвящается этот цикл из семи текстов. Сегодня мы публикуем первый.




«Дикая Охота» Weremoon, источник: http://weremoon.deviantart.com/art/Wild-Hunt-134940345

Историк Карло Гинзбург (Carlo Ginzburg) проследил удивительно схожие верования, существовавшие в Европе на протяжении тысячи лет. Во всех этих легендах описывалось, как мужчины и женщины по ночам совершают колдовские обряды, после которых взлетают в небо и следуют за богиней, которую разные народы знали, как Диану, Артемиду, Хольду, Госпожу Востока, Перхту, Эпону и еще под множеством других имен.

По мнению фольклористов, будучи изначально религиозными ритуалами, под влиянием христианства эти процессии стали мыслиться как полет ужасающих и вредоносных духов или живых мертвецов. Об этом явлении - дениграции - мы уже говорили раньше. Под его влиянием божества древности превратились в персонажей страшных сказок.

Именно в сказках, которые люди рассказывали своим детям долгими зимними вечерами, мы и будем искать следы древних верований…

ЧАСТЬ 1
Фрау Холле (Германия)



«Фрау Холле» Катрин Вельц-Штайн (Catrin Welz-Stein)

Цикл текстов о предводительницах Дикой Охоты мы начнем с госпожи Хольды, она же фрау Холле. Мы уже говорили о ней в постинге, посвященном Ночи Матерей (http://femgoddess.livejournal.com/635.html). Многочисленные архаичные мотивы, связанные с Холле, по мнению исследовательницы матриархата Хайде Гёттнер-Абендрот, ведут к великой богине-матери эпохи неолита. А германистка Эрика Тимм предполагает, что имя «Холле» («Милостивая») первоначально было прозвищем германской богини Фригг, которое обособилось в самостоятельное имя после христианизации (потому что прилюдно поминать имена языческих богов было нельзя, а отказаться от них совсем - трудно).

В то же время фрау Холле связана с миром мертвых, что роднит ее со скандинавской Хель. По некоторым легендам, она собирает в свою свиту души детей, умерших некрещеными. В народных сказках путь к ней лежит через колодец (классический путь в загробный мир).

В одной из таких сказок фрау Холле, которую в русском переводе называют Госпожа Метелица, награждает трудолюбивую девушку и наказывает ее злую и ленивую сводную сестру. У ее дома пришельцев встречают волшебные печь и яблоня - то есть, она связана с такими древними умениями человека, как использование огня и культурных растений. Также фрау Холле управляет погодой (чем основательней она вытряхивает свою перину, тем больше и сильнее идет снег на земле) и учит людей разнообразному рукоделию, например, прядению и ткачеству.



«Матушка Холле» художницы Джейн Уорд (Jane E. Ward).
Эта картина не так проста, как может показаться. Зимняя сцена в ней перекликается с иллюстрацией «Февраль» из средневекового «Роскошного часослова герцога Беррийского» (XV в.).
А женщина в левом нижнем углу, которая помешивает в котле, - Марджери Кемпе (1373-1438), английская духовная писательница и мистик, авторка «Книги Марджери Кемпе» - первой автобиографии на английском языке.

Чаще всего фрау Холле появляется зимой, но есть легенды, которые связывают ее с осенней Дикой охотой. Считалось, что она мчится по небу на черном коне, со свитой из ведьм, которые летят вслед за ней на зачарованных прялках. Этих ведьм называли Hulden. По ночам они «вылетают из дома сквозь запертые двери, оставляя позади спящих мужей», и отправляются пиршествовать или сражаться в небе. Об этом говорилось в средневековом Canon Episcopi (906 год) - инструкции для епископов, которая предписывала изгонять из деревень людей, подозреваемых в чародействе.

А народная сказка XVI века, записанная теологом и поэтом Эразмом Альбером, сообщает об «армии женщин» с серпами в руках, которых послала госпожа Хольда. Впрочем, не всегда ее спутницами были только женщины: в 1630 году в немецком ландграфстве Гессен был осужден мужчина за то, что якобы ездил в свите Хольды на Дикую охоту.

Вплоть до XVI века сохранялся обычай оставлять на ночь угощение для свиты фрау Холле. Для этого пекли специальную булку в виде плетеной косы - Hollenzopf, «Коса Холле». Ее оставляли на ночь на улице, чтобы Холле ее благословила, а затем высохший хлеб использовали для лечебных целей на протяжении года.



«Фрау Холле и ее свита», рисунок 1873 года

Епископ Бурхард Вормсский (конец X в.) в «Покаянной книге» (пособии для священников по проведению исповеди) предписывал задавать исповедающимся такой вопрос: «Веровал ли ты, что некоторые одержимые дьяволом женщины считают себя принужденными и обязанными в компании демонов, принимающих облик женщин, как, например, та, которую наши местные жители по глупости называют колдуньей Хольдой, в определенные ночи ездить верхом на животных и таким образом присоединяться к воинству демонов? Если ты веровал в эту ложь, должен приносить покаяние в течение года в определенные постные дни».

Якоб Гримм замечает, что вера в Хольду была особенно распространена в Гессене и Тюрингии, откуда был родом и сам Бурхард Вормсский. Неудивительно, что он был так хорошо осведомлен об этих верованиях.

По некоторым легендам, Дикая охота начинается с горы Хёрзельберг в Тюрингии, в недрах которой находится двор Хольды. «В 1398 году в полдень в воздухе внезапно возникли три огромных языка пламени, слились в один огненный шар, затем вновь разделились и скрылись в горе Хёрзельберг», - сообщает тюрингская хроника. Согласно местным сказкам, в давние времена можно было слышать ужасные крики и стоны, доносящиеся из пещеры в недрах горы. Временами оттуда раздавались дикие вопли и взрывы сатанинского хохота, которые вселяли ужас в жителей долины. В то же время встречались люди, которые видели в глубине пещеры очертания прекрасных женщин и слышали пробивающуюся из скал волшебную музыку.

Спутниками Хольды считались не только люди, но и животные, в частности, дикие гуси. Эти птицы известны как храбрые защитники своих домов и семей, поэтому в дохристианскую эпоху шлемы и могилы воинов часто украшали изображением гуся. Существует кельтская скульптура начала нашей эры, изображающая богиню в шлеме с навершием в виде атакующего гуся.

Гусь или гусыня - один из символов богини-воительницы и женской силы в целом. Крики диких гусей, улетающих на юг, в некоторых немецких легендах считались звуками Дикой Охоты. Гусиными перьями набита и перина фрау Холле - когда она выбивает ее, на земле идет снег. Я пишу об этом так подробно, потому что с мотивом дикого гуся мы еще встретимся в других текстах этого цикла.



«Frau Holt», художник Найджел Джексон (Nigel Jackson)

Легенды о Хольде, как уже говорилось, были особенно распространены в Гессене и Тюрингии. В других немецких землях были свои аналогичные персонажи. Так, на юге Германии и в альпийских регионах ее место занимала Перхта, о которой мы поговорим дальше. В Фогтланде на границе с Чехией кавалькаду призрачных всадников возглавляла Верра (Werra), на севере страны - фрау Харке или фрау Фрике (Fricke, Ficke), в Шварцвальде - графиня Эберштайн, в Мекленбурге - фрау Годе (или Гауден), в других южнонемецких землях - Зельда (Saelde, Selten, Zalti, fraw Selga), которая, как считалось, наделяла людей хорошей или плохой судьбой.

В следующий раз мы поговорим о не менее интересном персонаже - австрийской Перхте. А пока в завершение - несколько иллюстраций, посвященных фрау Холле.



«Колодец фрау Холле» в изображении голландского художника Антона Пека (Anton Franciscus Pieck, 1895-1987)



«Матушка Холле» в изображении Антона Пека.



«Матушка Холле» авторства Даниелы Дрешер (Daniela Drescher)



«Фрау Холле и томте» шведского иллюстратора Джона Альберта Бауэра (John Albert Bauer, 1882-1918)
Томте (ниссе) - существо из скандинавского фольклора, обычно появляющееся на Рождество. У него всего 3 фута роста, белая борода и красная шапка. Томте приносит подарки и является в этом смысле шведско-норвежским аналогом Санта-Клауса, хотя в остальном их функции расходятся.

Продолжение следует.

перепост, история

Previous post Next post
Up