Код "Руслана и Людмилы".

Jan 25, 2011 15:51

Обратимся теперь к имени главной героини поэмы - Людмила. Имя это западно-славянское. В восточно-славянских источниках имя это не известно. При попытке отыскать среди исторических лиц персонажа с таким именем имеем Людмилу - княжну из чешского племени пшован, жившую в конце IX - начале X веков. Став женой чешского князя Боривоя (850-895гг.), она приняла в в 873 году христианство от самого Мефодия, епископа Моравского (брата Кирилла.) Вместе с супругом занималась распространением христианства среди славян и просветительской деятельностью. Умерла мученической смертью за веру и была канонизирована церковью.
Какой же целью задался А.С.Пушкин, дав литературной дочери киевского князя - имя реальной княгини из западных славян? Только одну: привлечь внимание читателей в сторону славян западных, роль которых в становлении Киевской Руси тщательно замалчивалась (в том числе и Карамзиным). Хотя имелись множественные сообщения об этом в европейских хрониках. Факт западно-славянского влияния на Киевскую Русь следует также из данных археологических раскопок в Киеве, из которых следует, что часть местных захоронений относится к выходцам из Моравии.
Не погибни Пушким, может нам бы и удалось больше узнать, то, о чём он только намекнул в "Руслане и Людмиле".
Теперь же сей труд нам придется проделать самостоятельно.
Христианизация Моравии началась еще до появления здесь Кирилла и Мефодия. Причем происходило это по византийскому образцу, то есть в форме православия. И происходило это не без одобрения римских пап.
В 831 г. в Регенсбурге крестились несколько моравских князей, а в 845 г. то же проделали 14 чешских князей вместе с их дружинами. Но миссионерская деятельность тех десятилетий была тесно связана с укреплением франкского политического влияния, и, поняв это, Растислав принял меры к созданию собственного клира. Константин и Мефодий за короткое время подготовили группу кандидатов в священники. В 867 г. Константин, Мефодий и группа их учеников отправились в Рим, и кандидаты были рукоположены. Почувствовав близкую кончину, Константин в 868 г. ушел в монастырь и принял монашеское имя Кирилл; там он и умер в январе 869 г. Папа Гардиан II разрешил в Моравии славянскую литургию и назначил там главой церкви Мефодия. Но баварские епископы отрицательно отнеслись к славянской литургии, ведь собственное духовенство предоставляло мораванам возможность отказаться от баварских миссионеров. Мефодия заключили в темницу и продержали там три года. После вмешательства нового папы Иоанна VIII Мефодий был отпущен, а затем, уже в сане архиепископа прибыл в Великую Моравию. Однако между Святополком и Мефодием возник конфликт: в 879 г. князь обратился к папе с жалобой, что архиепископ "учит неправильно". Но Мефодий был оправдан. В 880 г. вышла папская булла с одобрением письменности, созданной покойным Константином, и приказом, чтобы Христа славили на славянском языке, а также читали на нем в церквах Евангелие.
Славянская миссия продолжалась 21 год, однако же после смерти Мефодия славянский путь христианизации Моравии закончился. Бегство с насиженных мест было единственным способом спасти жизни в конфликтах на религиозной почве. Очевидно так появились славяне-христиане на берегах Днепра.
Не с этой ли поры Киевская Русь стала развиваться уже как славянское государство, имея государственным языком славянский (моравский), а государственной религией - воспринятое от моравов христианство в православной форме исповедания?

Русь, история

Previous post Next post
Up