Jul 30, 2009 17:19
Синергия человеческой свободы и благодати Божией по словам блаженного Августина есть "вопрос, который очень труден и доступен для немногих" (письмо 214, к игумену Валентину Адруметскому).
Способны ли мы раскрыть сиё?
Да, своим несовершенным умом человек не способен совершенно постигнуть, как же Бог производит в нас все изменения и, вместе с тем, оставляет всё в нашей воле.
Благодать - есть та милость и сила Божия, что проявляется в отношении к человеку и выражается в даровании человеку спасения.
В самом значении слова сокрыто многое: "благодать" - есть "незаслуженная милость".
По словам Макария Египетского: "Огонь благодати прогоняет бесов, истребляет грех, он есть сила воскресения, действенность бессмертия. ...Нисходящая благодать, очищая внутреннего человека и ум, совершенно снимает покрывало сатаны, наложенное на людей преслушанием, и освобождает душу от всякой скверны и всякого нечистого помысла, чтобы душа сделалась чистой и, приняв собственное (первозданное) естество, свободно и ясными очами взирала на славу истинного Света" (Духовные беседы).
Благодать даруется человеку. То есть самый существенный признак благодати есть то, что она изливается на человека как дар Божий, независимо от каких-либо заслуг со стороны человека. Благодатию совершается весь земной подвиг человека. Через нее познается Бог и даруется все необходимое “к животу и благочестию”.
Иоанн Златоуст: "Все, прибегающие [к Спасителю], пользуются даром и спасаются благодатью, а те, которые хотят оправдаться законом, лишаются и благодати. Стараясь спастись собственными силами, они не могут и воспользоваться царским человеколюбием, и привлекают на себя проклятие закона, ибо делами закона не оправдается никакая плоть (Гал. 2, 16)… ибо усиливающийся спастись делами закона не имеет никакого общения с благодатью. То же самое разумел Павел, когда говорил: если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело (Рим. 11, 6). И опять: если законом оправдание, то Христос напрасно умер (Гал. 2, 21). И еще: вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати (Гал. 5, 4). Ты умер для закона, сделался мертвым, и уже не находишься под игом и неволей его."
Греховность всех людей и неспособность их собственными силами загладить любой грех, есть то основание, что соделывается сиё только по благодати Божией. Потому как обращение и спасение человека надо приписать исключительно действию одной этой благодати.
Бог - совершенная святость и единственное начало святости в людях. Он не может ничего хотеть кроме добра; эта необходимость есть единственная истинная свобода. Воля человеческая может почитаться свободною в том только случае, когда она проникается волею Божиею и исходя от Бога, определяет себя к добру. Сам по себе, как простое дитя природы, вне Бога, человек раб греха. Он руководится лишь естественными побуждениями и управляется вожделением, которое противится добру, т. е. воле Божией, открывающейся в совести. Правда, человек в естественном состоянии имеет произволение, но оно не свободно, так как избирать свободно человек может только зло. Но когда человек сознает, по свидетельству совести, что он делает не то, что должен делать и желает не того, чего должен желать - он подчиняет себя Богу.Надо отметить, что настоящее состояние человека, настоящее его рабство греху, не может быть его нормальным и первоначальным состоянием. Созданный по образу Божию, человек должен был быть чистым сосудом воли Божией. Настоящее состояние человека произошло от того, что он лишил себя единения с Богом, заменив волю Божию своею. Эта самостоятельность лишился человек невинности первобытного состояния. После греха изменились свойства человеческой природы. Все потомки Адама наследовали от него и его природу с ее свойствами. И как человек, созданный по образу и подобию Божию, в грехопадении утратил богоподобие и все соединенные с ним преимущества, так и человек, состоящий в союзе с Богом и не заменяющий воли Божией своим самолюбием, что есть присущая человеческой природе возможность не грешить и не умирать. Таким образом не может быть речи о свободе человека, о добрых делах, а следовательно и возможности для него совершить свое спасение - вне Бога, без Бога, не прибегая к добровольному подчинению себя милости Бога.
Или совсем коротко обобщая сказанное: спасение человека может быть только от Бога и Богом соделывается!
Закончу же я словами Преподобного Амвросия Оптинского: "Живи, как живешь и где придется, только не унывай и не малодушествуй, ожидая, что речет о тебе Господь. В затруднительном положении, в которое ставят тебя странности других, умудряйся: делай, как можешь, а другие пусть поступают, как хотят. Не знаешь, что отвечать, когда говорят, что нам дана благодать. Несомненно веруем, что …всем православным христианам при крещении дана благодать Божия, но действует и обнаруживается благодать сия по мере исполнения заповедей Божиих, из коих главная - смирение. Сказано: По плодам их узнаете их (Мф. 7, 16), и смотри на плоды, особенно свои, каковы они."
богословие