А. ПОЗОВ "Сокровище ума и сердца"

Sep 18, 2007 12:30

ПРЕДИСЛОВИЕ

Закрылись за человеком райские двери, змей-искуситель вошел в человека и стал господином в нем, «стал душою в душе человека», как говорит Макарий Великий (Египетский). Внезапно погас свет «славы», окутывавший человека, как ризой, и он увидел свой мрак, свою наготу, испытал великий страх. Весь строй Природы, вся Земная иерархия пришли в замешательство по вине человека. Изменилась внешняя среда, изменился и духовно-душевный облик человека. Потеряно бездумие, блаженство и всезнание веры, этой силы Логоса-Христа, которая носила человека на невидимых крыльях не только над Землей, но и в звездных сферах. Исчезли и другие сверхъестественные способности человека: ясновидение и дальновидение духа, созерцание идей и сущностей. Весь внутренний мир человека с его микроскопическим содержанием выпал из сознания и стал подсознанием. Человек потерял сверхчувственное знание, померкли его духовные очи, исчезла связь с духовным миром, потеряно непосредственное общение с Богом. Внутреннее сокровище, Логос-Христос, скрыто в тайниках сердца и дает о себе знать только в редкие минуты просветления. Небесный мир исчез из поля зрения человека и стал для него миром невидимым. Остался только чувственный мир, материальный, видимый, как остров в океане мира невидимого. В душевном плане человек уподобился змею, стал «питаться землею» своих страстей и вожделений. Иссякла духовная пища души: созерцание Божества и Небесной Иерархии. Человек впал в эмпиризм, в чувственное знание, стал субъектом и объектом опыта, познав на своем личном опыте добро и зло. Вместо нуменального, целостного знания идей, существ и сущностей, пришло ограниченное и разнообразное знание явлений, качеств, количеств, меры и веса, отношений. Ум человека, простой и единичный, созерцательный и всепроникающий, стал множественным и бессильным; рассеиваясь по предметам видимого мира, он создал себе ментальный кумир: закон физической, моральной и духовной причинности. Ум впал в дискурc, стал сомневаться не только в бытии мира, но и в своем собственном, стал исследовать, мыслить и блуждать в своих спекуляциях и фантазиях. Больной, отравленный внутренним змеиным ядом, ум человека отвернулся от жизни, в нем появилась странная любовь к Небытию, к безличию и бессознательности. Отравленное ядом греха тело человека стало тяжелым, «дебелым», земной элемент взял в нем верх. Начались в теле процессы разложения, гниения, брожения и тления, появились болезни. Такое тело не могло остаться членом Царствия Божия и стало телом смерти.
Обедневший духовно человек потерял свое царственное положение на Земле, лишился царского стола, стал питаться «полевою травою» (Быт. 3, 18). Проклятая Богом земля начала производить «волчцы и тернии» и человек стал рабом нужды, труда и горя. Природа стала во враждебные отношения к человеку, все три царства природы вышли из повиновения ему и вновь «зашевелился хаос». Новая среда выросла перед глазами человека, пришлось «приспособляться» к природе, ставшей из матери мачехой, в целях индивидуального зоологического «выживания», пришлось выдерживать «борьбу за существование». Человек почти целиком ушел в биологизм.
Беспримерное в истории творения потрясение человеческого духа в теле в момент падения привело к той расшатанности человеческого существа, которое носит в древнецерковной антропологии название диэраза или дезинтеграции. Нарушены внутренняя связь, координация, гармония и иерархия частей человеческой тримерии (духа, души и тела). Ум и дух стали рабами внешней силы, а низшие части восстали против высших, стали самостоятельными и автономными. Инициатор греха, разум, отделился от духа, вытеснил его и стал выступать от его имени. Если в райской жизни человека Бытие отражалось в духе, то теперь оно стало отражаться в разуме. Все, что не находило отражения в помраченном разуме, выпало из него: Бог, свобода, дух, мистерия, таинство. Великий узурпатор, разум, на протяжении тысячелетий пытается создать свою религию, религию разума, и обоготворяет или силы природы, или ангелов и планетых духов, и кончает самообожествлением человека.
Изменился не только внешний, но и внутренний облик человека, он искажен и извращен. Метасхематизм (извращение) коснулся не только человека в целом, но и отдельных частей тримерии, отдельных сил духа, души и тела. Сказалось и действие преждевременного вкушенного плода с Древа Познания. Человек превратился в машину из плоти и крови. Душевная жизнь его наполнена психическими новообразованиями, психическими комплексами в виде страстей, эмоций и аффектов, а основным стержнем комплексов стал метасхематизированный разум, соединенный с фантазией. Образец метасхематизма - судьба человеческого Эроса, превратившегося в эротизм и сексуальность
Человек выпал из центра Бытия, как птенец выпадает из гнезда, отпал от Бога. Климент Александрийский назвал это состояние экцентризмом. Разум пытается создать новый, искусственный центр, в лице человека.
Гуманистический парацентризм (ложное центрирование) явно не по силам человеку. Гуманист Гете дает человеку жизненного спутника... в лице черта. Правда, черт Гете, спутник Фауста, существо почти безобидное, это почти «Teufel Gottes», который служит Богу по-своему. Он «хочет зла, но творит добро». Он помогает людям грешить, чтобы дать им возможность спастись. Как спутник и воспитатель человека, он продолжает традицию змея: «Eritis sicut Dens». Он не лишен юмора, но брюзглив и шаловлив, несмотря на свою солидную внешность схоластика и преклонный возраст. Байрон, ученик и поклонник Гете, разоблачил фальшь своего учителя. Черт у Байрона без прикрас и маски, такой, как у Мильтона и Клопштока, и не он спутник человека, а человек его спутник, слуга и раб. Гуманист Каин покорно следует за ним, стал неузнаваем, обрел демонские черты и стал родоначальником демонизированной части человечества. Манфред пытается отмеживаться от Люцифера-Эосфора, но этим только обманывает самого себя, он тесно связан с Эосфором, хотя и не сознает этого.
Что не удалось Адаму в райских условиях, то осуществил Новый Адам, Иисус из Назарета, на грешной земле: совершенство, уподобление Богу и преображение. Он был «Светом человека» до Своего воплощения, а теперь Он внес и Свой Огонь, стал Богочеловеком в человеке, Духом в духе, подлинным спутником человека, неизменным и вечным.
Райское состояние напоминало первому человеку о себе в воспоминаниях прошлого, а теперь рай - внутри человека, как его внутреннее сокровище.
Древнецерковная антропология различает три состояния человека: его первозданное состояние до падения - Систасис, состояние после подения - Катастасис и Восстановление - Апокатастасис, осуществленное Богочеловеком Исусом Христом.

патристика, аскетика, христианство, богословие

Previous post Next post
Up