Опубликована на сайте "Дети в семье":
http://deti-v-semje.org/ru/content/o-vazhnosti-eksperimenta-v-mladshem-shkolnom-vozraste Кому удобней читать с мобильной версии, прошу под кат.
Современные образовательные программы в школе построены таким образом, что естественный познавательный интерес младшего школьника к окружающему миру, его исследованию угасает. Ближе к старшей школе его пытаются искусственно "реанимировать". Получается некая перевернутость - сензитивный период для экспериментирования "забивается" буквами и цифрами, а потом педагогическая наука озадачена "актуальными вопросами:
- как развить у ребенка потребность и способность искать новое?
- как научить детей задавать вопросы?
- как научить наблюдать, экспериментировать?"
Получается, что всю начальную школу и половину средней, исследовательские потребности не удовлетворяются и ослабевают. По новым стандартам в 1-4 классах предмет "Природоведение" заменен на "Окружающий мир" и не несет должной естественнонаучной теоретической нагрузки, не говоря уже о практике. Но даже несмотря на такое построение учебного процесса, старшие школьники ждут химию как экспериментальный учебный предмет. Хотя и тут их ожидает много разочарований - пока начнутся те самые лабораторно-практические работы, у большинства уже интерес к химии пропал (из-за трудности усвоения теории, химия занимает первое место среди нелюбимых предметов).
Использование готовых печатных рабочих тетрадей для лабораторных и практическх работ по химии не способствует "выражению" результатов экспериментов. Графе "Наблюдения", к примеру, отводится меньше 3 см в таблице для заполнения. А ведь результаты эксперимента могут быть самые разнообразные!
Помню свой страх как в школе, так и университете, что получится не тот результат, выделится не то вещество, которое "задумано в практикуме". И только по прошествии многих лет, понимаю насколько ценны размышления над "неполучившимся экспериментом". Возможно, при его повторении результаты будут разными, и тогда надо учитывать условия: "свежесть" реагентов, температура проведения опытов и многое другое.
В курсе "Домашняя химия"
http://deti-v-semje.org/ru/content/domashnyaya-himiya в качестве Химического дневника дошкольникам и младшим школьникам предлагается использовать альбом для рисования. На его страницах можно и зарисовать этапы проведения опыта, и в свободной форме записать его результаты.
Возможно, что честность и произвольность в описании наблюдений химических экспериментов не только разовьет исследовательскую культуру конкретного ребенка, но и привнесет существенный вклад в мировую науку :)