Всяческих рассказов, библейских цитат, фотографий, историй, научных данных в инете больше, чем нужно, поэтому я - о своем: что понравилось, что почувствовала, о чем подумала.
Очень сильное место, мощное беспредельно. И в то же время совершенно трогательное и нежное.
По дороге из аэропорта сразу обращала внимание на цветочки, посаженные вдоль дорог, это в основном бугенвиллея и олеандры, перемежающиеся пальмами. В Никитском ботаническом саду, пардон, таких буг нет. А тут есть.
Самое ужасное и прекрасное, я увидела своими глазами закрученные спиралями шланги вокруг каждого дерева. Где-то они присыпаны землей, где-то их, может, и нет, но в основном - везде, именно так, как рассказывали.
Для меня это, как для цветовода, настоящий шок - значит, вся эта земля усажена действительно рукотворными рощами, садами, клумбами, аллеями...
После того как увидела Иудейскую пустыню, поняла бесповоротно, что ни фига евреи свою Землю Обетованную не отдадут никому и никогда. Это их земля, ими выстраданная, политая не только опресненной морской водой и водами Иордана, но и их потом и кровью в совершенно буквальном, не метафорическом смысле.
Удивляет архитектура. Забыла, как называется этот архитектурный стиль, а может, кое-где он вообще никак не называется, но напоминает это все однотонные детские кубики и конструкторы лего. Совершенно непривычное и завораживающее зрелище: одинаковых конструкций мало, похожи, да, но одинаковых - несколько штук в квартале, может быть. А может и не быть.
Много пришлось фотографировать из окон экскурсионных автобусов, поэтому видно не всегда отчетливо, но хоть так.
Экскурсовод, рассказывая про застройку Тель-Авива, упомянула принцип наличия сквозняка в доме израильтянина: окна в современной жилой постройке должны выходить на 3 стороны света, а лучше на 4, чтобы дом насквозь проветривался. Там много тонкостей с убежищами прямо в квартирах, с туалетами и ванными комнатами.
В пользе сквозняков мы убедились в гостинице Нетании. Пару раз нам пришлось включить кондиционер: когда только заселились, потому что все было закрыто, и когда сами все позакрывали перед уходом. В остальное время вполне обошлись без этой шайтан-машины для простуды, хотя у нас был балкон и окно на разные стороны, да открытое окошко в коридоре гостиницы.
На берегу в основном гостиницы.
Правда, это лето, как нам сказали, на удивление прохладное (при нас 30-32С), обычно в это время очень жарко. Мы жару ощутили только в пустыне на Мертвом море, да и то вполне переносимую. А в Нетании - берег Средиземного моря, ветер, зелень, тень от домов, немножко навесы... Очень комфортно. Приблизительно, как в Сочи. По вечерам так вообще прохладно: ветер усиливается, влажно, очень свежо - воздуха много, благоухают цветы и травы. Хорошо, в общем.
И я там был, как водится.
Продолжение следует.
О войне.