Чем дальше от Соловков, чем больше проходит времени, тем больше хочется туда вернуться. Я начала понимать нашу ЛП.
Секирная гора - гора на Большом Соловецком острове. Плыть никуда не надо. Надо ехать. Или брести пешком.
Экскурсовод нам попался не очень, поэтому сведения почти стерлись из памяти. Кое-что оказалось возможным припомнить по фотографиям.
Когда-то давным-давно проход дамам на Секирку был закрыт, дабы не смущали они монахов своим непристойным существованием на этой святой земле. Название связано как раз с одной из ослушниц. Ее просто-напросто выСЕКли здесь. И не абы кто, а ангелы.
Согласно легенде, была здесь высечена ангелами жена рыбака, собиравшегося поселиться на острове. Однажды преподобный Савватий вышел из кельи покадить крест, воздвигнутый по прибытии на остров, и услышал плач. Преподобный Герман, выйдя вслед за ним, нашел у подножия горы жену рыбака, которая рассказала о том, что "два светлые юноши" секли ее прутьями, говоря: "уходите с этого места, вам нельзя здесь жить. Устроится тут жилище иноческому чину и соберется множество монахов во имя Божие". Это чудесное событие заставило мирских людей отказаться от намерений поселиться на Соловецких островах.
Об этом и свидетельствует надпись на сем камне.
Когда-то на Соловках было несметное количество поклонных, обетных, навигационных и прочих крестов, которое исчислялось тысячами. Сегодня старых осталось, по-моему, пять. Остальные режутся заново в кресторезной мастерской, которая там, на Б.Соловецком, и разместилась. Мы познакомились с мастером. Георгий Кожокарь. Он дал обет в год ставить по кресту на Соловках, а памятных мест на там хватает.
Крест у подножия Секирки.
Кресты Кожокаря удивительные: мощные, красивые, вырезанные о всем правилам кресторезного дела.
Этот уже на самой горе. Странный. Красный и с какой-то более чем странной для православного креста символикой. Установлен в память жертв ГУЛАГа. Секирка - место страшное.
Вознесенская церковь на Секирке не просто храм. Это еще и маяк. 1862 года постройки. Именно так она была задумана с самого начала местными монахами. Сначала там была керосиновая лампа, позже какие-то французские линзы. Уникальный храм.
Но нас туда не пустили: то ли он вообще закрыт был. то ли день был неудачным для посещения, не помню.
Собственно, церковь-то вот:
Вид с горы фантастический, но фотоаппарат этого не передает, конечно.
Вдали - Белое море.
Для спуска с горы монахи выстроили крутую лестницу. Что спуск, что подъем одинаково трудны. По преданию, грехи монашеские отпускались во время хождения по этой лестнице. Они шли с молитвой и с просьбой о прощении грехов. Мы пробовали считать ступени, но количество их у всех получилось разное.
По другой, страшной легенде, с этой лестницы спускали провинившихся заключенных, таким образом избавляясь от них.
Но меня поразила маленькая церковка, освященная в честь Архангела Михаила. Отреставрировали ее совсем недавно. ЛП говорит, что еще в прошлое ее посещение Соловков на стенах храма оставалиь записи, оставленные заключенными, для которых церковь была местом обитания и смерти. Сейчас все обновлено, фрески восстановлены. Не знаю, стоило ли оставлять эти памятные надписи. Сейчас внутри - благодать Божья. Давно я не видела росписи такой красоты и значительности. А помещение церквушки - крохотное.
Согласно «Сказанию о чуде» в Колоссах, или Хонах, во Фригии находился храм архангела Михаила, при котором с детства жил отшельник Архипп, посвятивший себя заботе о храме. Язычники решили уничтожить почитаемое христианское святилище. Для этого они соединили две реки в одно русло и направили на церковь. Однако усилиям тысяч язычников противостояла страстная молитва св. Архиппа, не прекращавшаяся в течение всех десяти дней, пока велись работы. В последний момент, когда «сокрушающий скалы» поток уже пошел на храм, с небес явился архистратиг Михаил, который ударом жезла открыл расселину, поглотившую всю воду. На месте расселины возник чудотворный источник, святая вода которого исцеляла многочисленных больных.
Потолки сводчатые, потому развернуть ангелов и архангелов так, чтобы все оказались в равном положении относительно зрителя, нет никакой возможности.
Преподобные савватий и Герман - основатели Соловецкой обители.
Возле Германа - мой святой:) Святой Праведный Алексий - человек Божий. Родилась бы я мальчиком, меня бы так и назвали, видимо. Мой ДР - его день.
Но главный тут все равно Михаил.
Ангел молитвы.
Царские Врата - чудо.
Выходим из церкви.
Спускаемся по страшной лестнице. Взгляд снизу вверх.
На Соловках - конец июня.