Для справки:
zaebest.at.ua/news/2008-06-03-14
Это, если можно так выразиться, центр города. Пятисекционная (или шести) жилая девятиэтажка, столовая и универмаг. Из-за густорастущих деревьев вокруг этого жилого комплекса складывается ложное впечатление, что на этом город и заканчивается.
Но если пройтись по дорожке, ведущей вправо, метров на 400 вглубь леса, можно увидеть еще 2 панельные пятиэтажки на несколько секций с гаражами и детской площадкой во дворе. В этом доме до сих пор в некоторых квартирах живут бывшие работники стройки всесоюзного масштаба. Дорога, уходящая прямо, ведет к школе и ФАПу. На этом город и заканчивается. Не ясными для меня остались 2 вещи: зачем эти объекты разнесены на приличные расстаяния друг от друга, и где собирались разместить 20 000 человек населения города.
Девятиэтажка вмещает в себе немеренное количество квартир типа "гостинка". Гостинка, если кто не знает, это вселенское зло, которое во всей красе демонстрирует советский лозунг "нам солнца не надо - нас партия греет, нам хлеба не надо - работу давай".
Фотка делалась при максимально возможном отклонении спины в проем окна, которое находилось за мной, для того, чтобы дверь полностью влезла в кадр. Комната, в которой я нахожусь, является кухней. Первая дверь, как несложно догадаться, есть входом на кухню, дверь за ней - вход в квартиру, помещение между первой и второй дверью играет роль прихожей. Справа - совмещенный сан узел, где для полноценной ванны нет места, а слева - вход в жилую комнату, размеры которой составляют примерно 3х4. Людям, страдающим клоустрофобией находиться здесь категорически не рекомендую)
Вцелом дом, как и все остальное в городе, собой являет типичную постсоветскую заброшь, из которой вывезено все что вывозится, и вырезано все что сдается в пункты приема металла.
Крайне редко можно встретить предметы быта, оставленые либо по ненадобности, либо просто забыты.
Ну и конечно же этот дом был заруферен)
Из-за малой этажности дома, крыша не отличалась особо живописными видами.
Затем были эксплорированы универмаг со столовой.
После этого путь лежал на недострой станции, благодаря которому и была образована Орбита. Вместо ожидаемого законсервированого корпуса, мы увидели следующее:
Все постройки станции активно разбирались, везде кипела работа с автокранами и экскаваторами, а из железобетонных конструкций извлекалась арматура и грузилась на Камаз. В общем на данный момент от станции осталась только труба.
Малость погасились на симпатичном песочном берегу Кременчугского водохранилища, и отправились в соседнюю Кировоградскую область, где нас ожидал Морозовский угольный разрез. Путь около 80-ти кэмэ радовал видами из окон.
Но длилось это ровно до того момента, пока GPS не увел нас с междугородней дороги на проселочные, которые делались из чего угодно, только не из асфальта, а затем навигатор и вовсе заставил нас заехать в непроглядный лественный лес. Там дорога являла собой целый атракцион, состоящий из линий мыслемой и не очень изогнутости в вертикальной и горизонтальной плоскости. В довесок к этому густорастущие деревья не позволяли увидеть, что ожидает нас за следующим виражем. Выехав из леса, мы оказались на равнине, с одной стороны поросшей травой, с другой - культурной растительностью, которую обычно выращивают в огородах. Характерные силуэты людей, кропочущими над ней указывали на то, что это огороды и есть, викимапия указывала на то, что мы уже достаточно долго едем вдоль конечного пункта нашей поездки, вот только ничего в ландшафте не указывало на угольный разрез. Ни подъездных ЖД-шек, ни характерных грунтовок, абсолютно никаких атрибутов масштабных выработок породы. Травка, одинокорастущие деревья, невисокие зеленые холмики. Длилось это до тех пор, пока я не заметил стрелу экскаватора, возвышающейся над одним из них. Незамедлительно нос транспортного судна был направлен в ту сторону, и через мгновение перед нашим взором встал вот этот красавец
Впечатляющих размеров карьерный драглайн на шагающем ходу ЭШ-6/45, производства Ново-краматорского машиностроительного завода. В его ковше, объем которого равен 45 метрам в кубе, свободно могло припарковаться наше транспортное средство. О том, что мы прибыли, своим громким гласом возвестило недружелюбно настроенное, но милое создание, живущее на привязи у экскаватора
и тот же час из кабины экскаватора к нам спустился улыбающийся охранник. Подойдя к нему я спросил разрешения на фотосъемку и сразу же его получил, после чего незамедлительно приступил к издевательству над подъемным механизмом зеркала фотоаппарата)
Кабина теперь является охранным постом.
Тип передвижения экскаватора - шагающий. Основу механизма шагания экскаватора составляют две лыжи, связанные непосредственно с поворотной платформой, и круглая нижняя рама (база), опирающаяся на грунт при работе экскаватора. База является основной опорной поверхностью шагающего экскаватора, в то время как две лыжи являются вспомогательным средством, предназначенным только для передвижения экскаватора. Во время работы экскаватора лыжи подняты над грунтом. Такое решение, в первую очередь, уменьшает удельное давление на грунт. Т.е, проще говоря, при внушительном весе экскаватора (примерно 180 тонн) он не грузнет в мягких грунтах. Правда, скоростными показателями такой ход похвастаться не может. Скорость передвижения этого монстра составляет около 0,3 км/ч.
Двигаемся дальше вдоль разреза. По словам охраны, года 3 назад предприятию отключили свет за долги, в следствии чего вся техника стала (а работает она от электросети), а карьер наполнился грунтовыми водами.
Самый изюм Морозовского разреза - эта его часть. Тут расположились 4 экскаватора (но интерес вызывают 3 из них. 4-й - обычный карьерный из семейства ЭКГ-4,6, которые не есть большой редкостью) и транспортно-отвальный мост Bergwitz. Так как солнце неумолимо спешило спрататься за горизонт, времени нам хватило облазать только один экскаватор, и то не полностью. Итак - ЭРШР-1600.
Это воистину огромная землеройная машина, создана все тем же НКМЗ. Высота этого исполина около 60 м (20-этажный дом, граждане!), масса - 4300 тонн. За час этот экскаватор в теории способен отрыть 5000 куб. м. грунта!
Привод ротора
А самое интересное то, что эта машина так же способна самостоятельно передвигаться. Тип его хода - шагающе-рельсовый. Сам не до конца понимаю, как это происходит, но выглядит примерно так
Это - часть рельса.
Это - рельс изнутри. Видны опорные катки, на которые экскаватор опирается посредством чего-то похожего на огромный гидроцилиндр. От катков идут стальные тросы к лебедке, которая размещена в конце рельса. Всего у экскаватора 4 таких блока, как на фотке. В рабочем же положении он сидит на примерно таком же "брюхе", как и ЭШ-6. Как он ездит по рельсам - понятно и ежу, а вот как он шагает - это вопрос.
Борт экскаватора встречает вот такой надписью. По словам охранника, перед остановкой предприятие занимало первое место в стране по невыплаченной зарплате. Работники не видели денег 20 месяцев, поэтому каждый тащил из разреза домой все, что можно было продать.
Огромный зал какого-то помещения. Маслянистая жидкость залила пожарный щит. Зло победило)
Разгрузочная консоль. По этому конвееру отрытый грунт разгружается в транспортирующие машины, либо конвееры.
Кабина машиниста разгрузочной консоли.
По конструкции экскаватор напоминает не то корабль, не то стальной мост.
Так же рядом возле ЭРШР-1600 были еще 2, достойных внимания экскаватора, коих я вообще нигде и никогда не видел. Даже не знаю, к какому типу они относятся (ну помимо того, что они многоковшовые). Все что удалось мне найти на просторах сети, это их модели: DS-1000 и DS-1500, но кто из них какой, установить не удалось. Так же в силу брака времени не удалось и полазить по ним. Зато есть повод вернуться)
А самое печальное в этой истории то, что разрез ожидает рекультивация, а техника, некоторые экзампляры которой являются музейными экспонатами - резка на металлолом