Если не знать, куда смотреть, бескрайняя сокровищница, наследие старых мастеров - это всего лишь скука школьных экскурсий.
Искусству придает смысл наша способность видеть и чувствовать. Останавливаться, прислушиваться, задумываться.
Знания о том, что, как, кем, когда, почему - не заменят нам глаз, но учат думать.
Каждая лекция о живописи в Третьяковке - открытие.
Мы с коллегами-стилистами были на лекциях абонемента "Стили и направления в изобразительном искусстве". Ходили всей группой, потому что нас научили работать с людьми как с произведениями искусства, и надо соответствовать :)
Эти лекции в основном читала Т.В.Ильина. Ее книги нам рекомендовала Ольга, когда у нас был курс по большим историческим стилям.
Этот абонемент я особенно рекомендую (насколько я поняла, они каждый год повторяются).
Г.С.Барсенкова потрясающий лектор: логичная связь "что мы чувствуем глядя на картину и как это сделано", эмоциональное изложение.
http://www.tretyakovgallery.ru/ru/education/lectures/all/11 ***
Это Дега, "В театре".
Какая она инстаграмная, правда? %)
Фрагментарность и смещение к краю в моде с 19 века.
Напряженно, больно изогнуто запястье.
Ради острой композиции из картины выброшен человек.
***
"Лунная ночь в Неаполе", Сильвестр Щедрин.
Холодный, далекий, магический свет луны - и теплый огонь, которые греет обычных людей. До мурашек пробирает соседство противоположностей.
Еще - у художника была вполне завидная судьба. Академия художеств, золотая медаль и заграничное пансионерство. Учеба в Италии, много работы на натуре, успех, становление независимым художником, спрос на картины.
***
Как передать на статичной карточке движение? А момент выбора?
Спокойствие-закрытость-скромность дев слева - и подвижность, устремленность, диалог с кем-то за кадром справа.
А главная героиня развернута корпусом и жестами в сторону одной группы, но смотрит в сторону другой.
Что будет, если сделать так на фотографиях?
Борисов-Мусатов, "Изумрудное ожерелье".
(Не покидает ощущение, что художник думал про "Весну" Ботичелли в процессе работы, и отчасти перенес итальянское мифологическое на русскую пастораль).
***
Ганс Голбейн-мл., "Послы".
Внутренний мир героев характеризует реквизит (идея простая, но если подумать - сколько возможностей для стилизации в современной фотографии).
На столе - множество предметов, характеризующих интересы героев.
Одежда (богатая и пышная или темная и строгая) - говорит о характере, вкусе, социальном статусе.
Череп, символ смерти, становится ясно виден только под определенным углом.
Распятие, символ веры, едва заметно за богатой портьерой - ирония на тему того, сколько места религия занимает в жизни.
***
Уношу с каждой лекции в Третьяковке конспект и одну поразившую идею, которая еще несколько дней стоит перед глазами. Из последнего - техника сфумато ("затушеванный", "исчезающий как дым"). Изобрел Леонардо да Винчи. Позволяет передать воздух, окутывающий предметы. Кроме технических деталей - дает впечатление таинственности, ускользания, сумерек, неуловимости состояния, грусти и лукавства.
Написанные в этой технике - "Мона Лиза", "Портрет Струйской" Рокотова, "Портрет Лопухиной" Боровиковского.