Меня завораживает идея о том, что художник продумывает траекторию взгляда зрителя.
Впервые я об этом задумалась в московском музее востока, когда читала поясняющую табличку к китайской живописи.
Идею о траекториях взгляда я слышала и потом: когда нам объясняли искусство модерна, и когда изучала тему рекламных плакатов, и в лекциях Паолы Волковой об искусстве Возрождения.
Но нигде кроме как в пояснениях к китайской живописи не видела логичной теории - делай так, и получишь это.
Китайский художник в 11 веке описал, как рисовать так, чтобы зритель "улетал" в картину.
Я думаю, что и без попыток объяснить гармонию логически - можно создавать талантливые фотографии.
Но если знаешь, как гармония работает - качественное будет получаться чаще.
Техника не даст таланта, но скорее всего прибавит выразительности.
Выдержки из статьи, где понятно и кратко:
Высокая даль подразумевает взгляд от подножия горы к её вершине.
Взгляд, переходя с ближних объёмов на более дальние, как бы углубляется внутрь пространства картины
Принцип трёх далей определяет очень значимую для китайской пейзажной живописи особенность -нефиксированность позиции зрителя. При восприятии свитка зритель включается в общее для всего изображения движение всех частей мира и наблюдает его в подробностях, двигаясь, словно на крыльях, как птица, то поднимаясь, то снижаясь, то углубляясь внутрь пространства свитка, то растекаясь взглядом по разворачивающимся до горизонта просторам.
выстраивания «силовых линий» - линий, по которым движутся меж горных массивов потоки энергии, воздух - и взгляд зрителя. В китайской традиции их принято было называть "венами дракона" Эти линии намечаются дорогами, тропинками, ручьями, водопадами, сгустками тумана - то есть так или иначе пустотами, разделяющими и в то же время скрепляющими, связывающими между собой объекты природного мира.
Вот ссылка на статью:
http://www.udzi.ru/kultura/painting/121-shanshui-dagai Мои практики создать подобное в фотографии:
http://simply-masha.livejournal.com/189838.htmlhttp://simply-masha.livejournal.com/203326.html