Мои рассуждения о героях сериала "Светлячок" подошли к концу, и этот текст будет бонус-треком и мне осталось только порассуждать об образе Ривер в фильме "Миссия Серенити".
Не секрет, что фанаты любят фильм меньше, чем сериал.
Есть несколько вариантов для причины, почему "фильм не получился".
Во-первых, сильно урезанный первоначальный сценарий и вырезанные сцены.
Я нашла в сети 192-страничный вариант сценария, в конце которого все живы и настроение у команды "мы победили, да? нет, ну правда?... эээ Ура!!!" Добротный хеппи-энд.
Ну и вырезанных сцен жаль, они смешные или лиричные.
Во-вторых, смена главного героя.
Не могу найти пруфлинк сейчас, но я читала наставления режиссерам: для двухчасового фильма берите одного главного героя, и его историю ведите. Не распыляйтесь на нескольких, не получится в 2 часа прихнуть несколько личностей равно хорошо.
Дело в том, что внутри сериала "Светлячок" была прекрасна вся команда и их взаимоотношения. Но чуть больше, чем об остальных, нам рассказывали про капитана.
А история меняется в зависимости от того, кто здесь главный герой.
Фильм "Миссия Серенити" показывает нам продолжение истории с точки зрения Ривер.
Выбор ее на главную роль в команде логичен.
В сценарии... в самой идее сюжета, еще не обросшей плотью мизансцен, декораций, костюмов - конфликт фильма начинается с неверно пошедшего научного эксперимента - и разрешается, когда все люди наконец об этом узнают ("сигнал нельзя остановить").
Идея сюжета говорит - здесь будет космофантастика.
Потому внимание сосредоточено на жертве научных экспериментов.
Чтобы выгодно подать новый сюжет и выбранного главного героя, меняется весь фон - пейзажи, интерьеры, свет и ракурсы.
Вместо теплых степей и потертых домиков в кадре стало много холода, чистоты, пластмассы, технических девайсов и телевизионных экранов.
Образ Ривер стараются сделать так, чтобы от нее нельзя было оторвать глаз.
А других членов команды убирают с переднего плана, "гасят" визуально и сюжетно, чтобы не было какофонии.
В сериале Ривер - болезненный ребенок, жертва Альянса.
А что с образом происходит в фильме - вот и посмотрим :)
***
Я уже рассуждала о том, как в лице актрисы проявлены водные черты.
Хочу показать еще любопытное сравнение.
Со мной можно не соглашаться, потому что мы вступаем на узкую дорожку обсуждения "красиво - не красиво", а красота может считаться относительным понятием.
Вот фото актрисы, где ей сделали четкие, вычерченные черты лица. Графичность же внутри кадра как в одежде (купальник и колготки, черное+белое), так и в геометрическом фоне.
Тут она... простовата, на мой взгляд. Возможно даже грубовата - черты крупные, нижняя челюсть тяжелая.
***
На первом фото - на лицо нанесен макияж, почеркивающий линии глаз, губ и скул. Скорее даже вычерчивающий их заново.
Волосы убраны от лица, одежда - аскетичная черная водолазка.
На втором фото девочка смотрися милой, но совсем простой, обычной.
Водным героям почти никогда не идут улыбки.
Их очень сложно сфотографировать улыбающимися так, чтобы они при этом были еще и красивы.
Вот образ и фото, которые мне кажутся отличными.
Видно, какая необычная, странная, волшебная у девушки внешность, какое запоминающееся лицо.
Абрис лица идет "волной", ему вторят локоны и неровный пробор. Маечка простая, но синяя и с едва заметным рисунком.
Еще взгляд - через падающие волосы, исподлобья, вопросительный. И ракурс в 3/4 - не профиль или анфас, все должно быть неоднозначно и сложно.
***
Именно этот прием - взгляд через падающие на лицо волнистые локоны - чаще всего используют в фильме.
Прием простой, но "говорящий".
Ее волосы часто смотрятся влажными, и еще они колышатся. Мы смотрим на Ривер словно через воду, воспринимая ее русалкой. Или утопленницей.
Завеса волос - тут и тайны, которые знает героиня, и тайна что с ней делал Альянс, и непонимание всей командой что творится в ее голове.
Волосы убраны - порядок, волосы падают на лицо - хаос.
Этот же прием дает зрителям ощущение "психа", безумной девочки.
***
Платье, в котором появляется Ривер, так же вполне себе безумно.
Можно вспомнить одежду, в которой она ходила в сериале - наряды простые (по крайней мере, детали одежды можно назвать в одно слово - юбка, рубашка, сарафан, кофта итд), симметричные, функциональные. Выглядящие так, будто кто-то из команды покупал.
Можно посмотреть на это платье для фильма. Специально подобрала фотографий, чтобы рассмотреть со всех сторон :)
Капитан, Зои и Джейн - в рубашках/футболках и куртках/пиджаках, и еще в брюках.
На этом фоне бросается в глаза, что Ривер
а) в коротком платье
б) платье ассиметричное - с одним рукавом
в) сложные, странные цветовые сочетания - коричневый, фиолетовый и малиновый
г) фактуры - на трикотаже хаотично вывязанное кружево, а нижняя юбка кажется бархатная
д) много голого тела дает ощущение беззащитности (конкретно здесь)
Запутанность, хаос, ассиметрия, беззащитность, странность. Платье само тянет на целый сюжет :)
К безумному платьишку отлично подходят огромные очки.
В них есть и что-то смешное, гротескное; и намек на глаза рыбы; и инопланетность.
При том - я бы сказала, что на предыдущей фотографии Ривер красива.
***
Для внезапной драки в баре (нежная девочка превращается в мега-бойца) художник по костюмам использовала хрупкое платье и "военные" сапоги - тот же контраст, что и в сюжете.
Над кофточкой я задумалась - зачем она здесь?
Это же синее платье будет на Ривер почти до конца фильма, а кофта пропадет.
Вот что я надумала.
1) Небольшими усилиями сделало гардороб больше - из платья получилось два наряда. Такое и в жизни работает :)
2) Кофта (как и любой второй-третий итд слой одежды) дает ощущение сложности, тайны. Как только мы узнали, что Ривер - идеальный солдат, одна из ее тайн открылась, и визуально наряд героини сделали проще - понятнее.
3) и совсем уже из области предположений - возможно, рукава понадобились чтобы скрыть синяки... либо какую-то защиту на руках. Все-таки драки снимаются не с одного дубля, и перед ними бывает долгая подготовка и много репетиций.
***
В этом эпизоде драки в баре мы видим "сбой в Матрице".
По сюжету сериала Саймон заплатил людям из подпольного движения чтобы они выкрали Ривер и доставили ему сестру в ящике на Персефону.
Проснувшаяся Ривер ведет себя так, будто видит Саймона в первый раз после "попадания в школу".
В фильме Саймон спасает Ривер, пробираясь в лабораторию.
И еще ему сообщили фразу, от которой сестра сразу засыпает.
Кое-как можно увязать эти истории вместе.
Ривер безумна и могла забыть что Саймон ее уже спасал, а оборудование для криосна могло найтись уже после попадания на Персефону... Про фразу Саймон мог забыть или не сообразить ее использовать, хотя в сериале был один-два момента, когда она могла быть применена.
Кроме того, Саймон мог соврать команде, когда рассказывал историю в первый раз.
Но логика страдает.
На таких моментах бывает видна "смена главного героя" истории, и как сюжет подстраивается под новичка.
***
Можно рассмотреть поближе синее двуслойное платье, в котором Ривер ходит бОльшую часть фильма.
Оно текучее, из материи тонкой и не держащей форму (думаю, использован крой по косой).
Благодаря двум слоям (нечто шелковистое и тонкая сетка) мы получаем сложный цвет (глубокий синий с серым подтоном) и изменением цвета на складках и заломах материи при движении.
Для водной героини не стали делить низ и верх, даже шов между юбкой и лифом сделали по косой.
Любопытно обыграли тонкие лямки нижнего платья.
Вообше, в теории, к крупным и даже плотным чертам лица не должна идти ни сетка, ни тонкие лямки.
Тонкие лямки "увязали" с тонкими локонами, а тонкую сетку утяжелили за счет нижнего платья и его плотного цвета.
Ривер к лицу большо подошли бы ткани плотнее и тяжелее.
Выбирая тонкое платьишко, Ривер оставляют странной, тяжеловатой, неравновесной.
Красивый кадр - платье "плывет". У него волнистый, несколько "нервный" край.
***
Во время боя с Пожирателями на Ривер серое платье похожее на ночнушку.
Переодеться ей было негде.
Сюжетно - думаю, это все то же серо-синее платье, с которого сняли верхнюю сетку. Хотя оно подозрительно короче и серее.
История Миранды стала известна всем, и потому еще один слой материи-тайны с Ривер пропадает.
***
И еще одно платье, в котором мы видем Ривер в фильме.
По форме оно совсем русалочье - низ сделан "рыбьим плавником", а ткань совсем не держит форму - течет.
Черные кантики свели с мелкими локонами.
Опять можно заметить эффект, который дает тонкая светлая ткань при крупных чертах лица и контрастном цветотипе (центр тяжести композиции сильно задран наверх) - девочка кажется тяжеловатой, оплывающей сверху вниз - усталой, несущей на себе некое бремя.
Что вполне себе подходит сюжету.
***
И на этом я закончу с историями про вселенную "Светлячка".
Спасибо всем, кто своим вниманием сделал для меня написание этого цикла радостным и имеющим смысл.
Может, что-нибудь еще интересное придумаем :)
Все тексты цикла:
Капитан Малькольм Рейнольдс:
http://simply-masha.livejournal.com/130610.htmlКейли:
http://simply-masha.livejournal.com/129290.htmlРивер:
http://simply-masha.livejournal.com/133588.htmlСаймон:
http://simply-masha.livejournal.com/134246.htmlЗои:
http://simply-masha.livejournal.com/137181.htmlДжейн:
http://simply-masha.livejournal.com/140679.htmlУош:
http://simply-masha.livejournal.com/144855.htmlИнара (часть 1)
http://simply-masha.livejournal.com/142841.htmlИнара (часть 2)
http://simply-masha.livejournal.com/149689.html