рецензии

Mar 10, 2014 00:50

на мои книжки в "воздухе":

Алексей Колчев. Частный случай
Шупашкар: Free poetry, 2013. - 88 с.
Алексей Колчев. Несовершенный вид
Нижний Новгород: Приволжский филиал ГЦСИ, 2013. - 118 с. - (Поэтическая серия Арсенала)

«Частный случай» и «Несовершенный вид» - две первые (так как они появились практически одновременно и во многом дополняют друг друга, уместнее сказать «две первые», чем «первая и вторая») книги поэта, заявившего о себе более десяти лет назад подборкой в антологии «Нестоличная литература». Затем для Колчева настал период относительного молчания, завершившийся уже в начале 2010-х годов. Поэтика Колчева - одновременно в родстве и с лианозовцами, и с концептуалистами, и с поэтами, часто обращающимися к нарративу (здесь в первую очередь стоит назвать Станислава Львовского и Фёдора Сваровского). Поэт, кажется, склонен обыгрывать эти родственные связи, а не скрывать их: в этих текстах то «расцвёл сапгирник на пригорке / в усадьбе госпожи холин», то «выходит пригов в зимний двор», то появляется «один автор», выпустивший «толстый роман из жизни нанороботов». В нарративе, где наизнанку выворачивается «стёртый» язык, естественным образом возникает ирония, далее может появиться рефлексия, всегда выводящая на новый виток иронии (впрочем, за всем этим может скрываться и трагический ужас). Лирический субъект Колчева - рассказчик, который одновременно играет с самой плотью рассказа - языком, порой пытающийся утвердить себя в качестве самостоятельного лирического героя - и сразу же сам себя устраняющий, оставляющий от себя только точку зрения, иронический (или трагико-иронический) взгляд на мир и способы его изображения.
ко мне на улице подходит / несчастный пьяный человек / всё время кто-нибудь подходит / несчастный с просьбами как я / могу помочь ему ведь мелочь / подарок в общем небольшой / а он с томящейся душой / и что ему вся эта мелочь / наука общество семья / всё там где прошлогодний снег / и смерть всё ближе к нам подходит / в кромешном холоде а я / хоть телом из себя большой / несчастный тоже

Елена Горшкова

«Частный случай» - изящно изданная книга (обложка из бумаги «крафт», с минималистским, примитивистским графическим рисунком через всю обложку) живущего в Рязани поэта и культутрегера. Колчев, судя по стихам, которые он время от времени выкладывает в своём блоге, поэт движущийся, меняющийся. Опубликованные в «Частном случае» стихи как бы колеблются между actual poetry и обериутством («Чехов. Конспект», «Гог и Магог»):
и бабр и хлебников и все / кто бабр и хлебников другие / и по-другому говорят // и выглядят гляди: в росе / четыре грации нагие / над хвойной просекой парят // меняют скромный свой наряд / се ностальгия, литургия?
Встречаются и вполне регулярные лирические стихи. Но всё объединяет интонация, вернее, точка зрения автора - вровень со своими персонажами, маргиналами или просто «маленькими людьми», «фердыщенками» с неблагозвучными, «неэльфийскими» фамилиями и негламурными, помятыми лицами. Колчев - поэт «здесь и сейчас» (действие почти всех его стихов протекает в настоящем времени), очень человечный и сострадающий своим персонажам, причём сострадание это замаскировано ложно-объективной, как-бы-отстранённой манерой изложения:
женщина / с опухшим от пьянства лицом / подошла закурить попросила / говорит горделиво / я - рязанская мадонна / потом / сын анатолий умер / дома шестнадцать кошек
Стихотворение, откуда взят процитированный фрагмент, называется, естественно - «Стансы».

Мария Галина

Букет технических ассоциаций - Некрасов, Пригов, Макаров-Кротков, Нугатов, Василевский - нужно отбросить: ну да, похоже, но скорее нужно говорить о влиятельности всего этого конкретистского центонно-фрагментарного языка, идеального для бытовых каталогов и пессимистичной иронии; на самом деле большее родство у Колчева - с Игорем Холиным, конкретно - с его «Бараками». Но и Холин, кажется, не достигал такой глубины стоического отчаяния; тут постаралось время («прекрасное далёко ты / прекрасно ещё прекраснее / чем 25 лет назад»). При том, что Колчев - мастер свободного стиха, мне особенно нравится его стих регулярный, напоминающий об игре органа на самых низких регистрах:
с умным видом / с умным видом / в красной шапке королевской / я взываю к нереидам / к ростроповичу с вишневской: // вы былинные герои / вы чудесные созданья / чьей десницей пала троя / и воздвиглось мирозданье // уничтожьте масскультуру / полну гадостью безликой / замените политуру / на шампанское с клубникой
В книге особенно много детей, играющих на детских площадках, - единственных, кто ещё не задумывается об обречённости, хотя вписан в неё; более или менее счастливы только пьяные, и те не все. Ондатр нашёл бы эту книгу прекрасной заменой для утраченной «О тщете всего сущего»; Колчев мог бы стать любимым поэтом ресурса Тлента.ру. Блестящая книга, на самом деле.
дурочка на качелях / в болоньевой советских времён куртке / смеётся / наклонив голову влево / ей никогда не узнать / о своей болезни / детство будет длиться длиться длиться / покуда / лет в шестнадцать / какой-нибудь милосердный ёбарь / пользующий подружек по интернату / не вспашет и не засеет лоно // ну а пока / день безоблачен / залитый солнцем двор / подростки / в майках с портретом че / пьют пиво / на детской площадке неподалёку / мальчишки жгут первый / в этом году костёр / причащаясь стихии / первородной живой жестокой

Лев Оборин

гнига, рецензии

Previous post Next post
Up