Кстати, если кто не знает - индусом капитан Немо стал только в "Таинственном острове". А так-то он был польским повстанцем с тяжелой судьбой; как писал Жюль Верн издателю,"польский аристократ, чьи дочери были изнасилованы, жена зарублена топором, отец умер под ударами кнута, поляк, чьи друзья сгинули в Сибири, видит, что существование польской нации под угрозой русской тирании! Если такой человек не имеет права топить русские фрегаты всюду, где они ему встретятся, значит, возмездие - не более, чем пустой звук. Я бы в таком положении топил безо всяких угрызений совести…"Но - характерная деталь - издатель велел убрать польскость, чтобы не вызывать франко-русского международного скандала."
https://t.me/historiographeP.S. Европейская русофобия имеет давнюю традицию и стала уже частью Европейского культурного кода. Презрение, ненависть и в то же время страх, к огромной загадочной стране на Востоке, присущ европейцам в такой же степени как и этатизм. Что бы там ни писали про индивидуализм жителей Западной Европы, но они всегда осознавали себя винтиками Государственной машины в большей степени, чем Русские, к примеру, которые в силу исторических обстоятельств более склонны к анархизму, то-есть к отрицанию любой власти. В этом отношении, писатель Жюль Верн, несмотря на всю свою эрудицию, являлся типичнейший Европейским обывателем с характерным набором комплексов и фобий.Однако, так было не всегда. До монгольского нашествия в 13 веке, Русь была неразрывно связана с Европой политически, культурно и экономически. Но после того, как Восточная Русь была разрушена Татаро-монгольским вторжением, а Западную Русь прибрала к рукам Литовское Княжество, связи с Европой пресеклись. С началом XV века, когда Московское княжество стало постепенно собирать вокруг себя Русские земли, Европа заново стала открывать для себя Россию. На Русь стали ездить дипломаты, миссионеры, ученые, путешественники. В Европе возник большой интерес к этой загадочной стране. Был написан целый ряд книг, в духе "описания необычных нравов жителей Московии ". Отношение к московитам в этих книгах было сродни тому, как восторженные путешественники, позднее, в XIX веке писали об аборигенах Полинезии, например. Не было презрения и страха, наоборот, писали, что Русские это такой наивный, патриархальный народ, что в Московии нет воровства, и все жители добры и целомудренны. Например Папский легат, богослов и писатель Альберт Компьенский писал о московитах: «Во многом они, как кажется, лучше нас следуют Евангелию Христа».Поляки разрушили эту идиллию. Дело в том, что в конце XV века, Литовское княжество начинает ослабевать, а Московское княжество наоборот, начинает крепнуть и постепенно возвращать себе Русские земли. Литва, в свою очередь, после заключения Кревской унии в 1385 году, всё больше стала попадать под влияние Польши. Соответственно, борьба Литвы и Москвы за территории, со временем превращаются в череду Русско-Польских войн, особенно после того, как в 1569 году, по Люблинской унии, произошло фактически поглощение всех земель Литовского княжества Польшей.Пропаганда была уже тогда. Помимо ведения непосредственно войны, Польскому королевству необходимо было оправдать себя в глазах Европейского сообщества, так сказать и в то же время добиться поддержки Священной Римской Империи и Римского Папы в своей борьбе с Московским Княжеством. Наступление велось в первую очередь на религиозном фронте - иезуиты всеми силами старались " ополячить " славянское население , которое тогда составляло три четверти Литвы и было многочисленнее населения Польши. Для этого была создана Униатская церковь на Флорентийском соборе в XIV веке и в 1596 принята " Брестская Уния", которая активизировала борьбу со схизматиками и регулировала переход православных приходов Литвы в униатство. Но помимо религиозной пропаганды, как уже писалось выше, была пропаганда светская, если можно так выразиться. Целью её было представить жителей России перед " просвещённой Европой " в виде таких варваров, жестоких дикарей, против которых надо сплотиться, иначе всем будет плохо. "Польша всеми силами пыталась представить Россию угрозой для «христианского мира", а о себе говорила как о «щите Европы» от «варваров с Востока». В общем, тогда всё было так же как и сейчас, идеологические установки те же самые - чтобы оправдать захват земель на Востоке и порабощение населения захваченных земель, нужно представить всё в таком свете, как будто это превентивный удар, защита от нашествия диких орд с Востока, которые несут с собой в культурную Европу смерть, хаос и дикость." В 1517 году польский историк Матвей Меховский писал:«…когда знатные и богатые начинают пировать, то сидят с полудня до полуночи, непрерывно наполняя брюхо пищей и питьем; встают из-за стола, когда велит природа, чтобы облегчиться, и затем снова и снова жрут до рвоты, до потери рассудка и чувства, когда уже не могут отличить голову от зада».Антирусская пропаганда дала свой эффект.В 1549 году уже дипломатом Священной Римской империи Сигизмундом Герберштейном были изданы «Записки о Московии». На её страницах русские правители представали перед западным читателем уже не подлинными христианскими государями, а средоточием всех человеческих пороков: хитрости, враждебности, жестокости, постоянного поиска повода для нападения на соседние страны. О московитах в целом написано было следующее:«Все они называют себя холопами, т.е. рабами государя... Этот народ находит больше удовольствия в рабстве, чем в свободе».До XVIII века «Записки о Московии» считались самым авторитетным трудом о России.В итоге европейцы охотно с Россией торговали, иногда просили у неё денег, но в политическом плане считали чужой и потенциально враждебной."
https://dzen.ru/a/ZG9UnXAOGCCCGJCp?ysclid=m32mon6w2v6..P.P.S. Ухудшению отношений с Европой способствовали ещё те обстоятельства, что Римский Папа пытался уговорить Московских государей принять католичество, чтобы использовать Россию в борьбе против Османов, но те упрямо отказывались, поскольку во первых не хотели переходить в католичество, а во вторых потому что имели свои планы на союз с Европейскими Государствами - в первую очередь рассчитывая на помощь в борьбе с Княжеством Литовским и позже Речью Посполитой. В общем, не договорились.С тех самых пор русофобия и стала частью Европейской культуры, въелась в саму цивилизационную основу, да так, что даже такие просвещенные люди как Жюль Верн не могли избежать пропагандистских штампов и клише.