В этом посте я решил порассуждать об итогах референдума по поправкам в Конституцию. А точнее - сравнить данные нашего региона референдума 2020 с данными президентских выборов 2018. Получилась довольно занимательная аналитика. Кому интересно, велком...
Начнем с общих данных. Вдруг кто не знает. Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений, вносимых в Конституцию Российской Федерации, проводилось с 25 июня по 1 июля 2020 года. Последний, основной день голосования (среда) был объявлен выходным.
Итак, перейдем сразу к цифрам. В Самарской области
досрочно - с 25 по 30 июля - проголосовало 1 249 623 - 51 %. В последний день референдума 442 473 - 18%. Всего явка на голосовании по поправкам в Конституцию РФ по Самарской области составила 69% из 2 421 581 избирателей.
В процессе изучения
данных голосования у меня сложилось впечатление, что результат выборов сделан за счет малых городов и районов. Вот прям "порадовал" Приволжский район, дав 98% явку и 97% "за", обогнав даже Чечню (за поправки к Конституции РФ в Чечне проголосовало 97%, явка составила 95%). Хворостянский - явка 98,7%, "за" -91,8%. Челно-вершинский - явка 96,3%, "за" - 93,8%. Похвистневский - явка 96,2%, "за" - 95,3%. Елховский - явка 97,9%, "за" - 96,9%. Ну, и т.д... Думаю, общий принцип вы поняли.
При этом налицо провалы в Тольятти и Самаре. Например,
в сравнении с президентскими выборами 2018 года, в некоторых районах мы видим снижение явки. Например: Автозаводской - 48%(в 2018 - 60%), Центральный - 54%(в 2018 - 58%), Комсомольский - 57%(в 2018 - 65%), Железнодорожный - 51%(в 2018 - 61%), Красноглинский - 58%(в 2018 - 59%). Умудриться дать результат по явке ниже однодневних президентских выборов 2018, имея в запасе неделю голосования - это провал, друзья. Напомню, что в целом по явке Самарской области в 2018 году было 67%, в 2020 - 69%. Два процента разницы!
Результаты президентских выборов 2018 и референдума 2020 сравнивать скорее всего некорректно, ибо в 2020 было только "за" и "против", а в 2018 - боролось 8 кандидатов, которые распределили голоса между собой. Но даже с учетом всего этого за поправки в 2020 проголосовало 80,5%, а в 2018 за Владимира Путина - 75,8%. Повторюсь: целая неделя голосования на референдуме, отсутствие семи конкурентов, а результат выше всего на 5%. На мой взгляд, это плачевная тенденция.
Идем дальше. В 2018 году на президентских выборах людей дополнительно привлекали голосованием за благоустройство общественных пространств. То есть жители конкретного района могли повлиять на благоустройство конкретной территории, где проживают. В 2020 году среди голосовавших решили провести лотерею. Прием старый, как мумие мамонта. Давно я не встречал, чтоб нечто подобное проводили на выборах. Когда я впервые услышал об этом, сразу в голове всплыла статья 5.49. КоАП РФ "Нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, связанных с выборами и референдумом". Просто у нас оппозиция беззубая, да и референдум специфический, а то могли бы получить юридическое разбирательство факта использоваия лотереи. Скажу больше: лотереями на выборах раньше пользовались откровенные аутсайдеры, дабы повысить явку. У нас что, так все плохо? Кто-нибудь учитывал тот факт, что, не выиграв ценный приз, многие озлобятся? Особенно когда по ТВ крутят счастливых обладателей квартир и машин. Как вы думаете, на сколько процентов в минус это повлияет на будущий сентябрьский результат партии власти?
Еще один момент, связанный с проведением лотереи. Зачем людей, проголосовавших досрочно, опять звать на участки 1 июня для участия в розыгрыше? Напомню, что досрочно проголосовало 1 249 623 человек. По задумке организаторов, все они вновь должны были прийти на избирательные участки для участия в лотерее. У нас коронавирус свирепствует вообще-то, на минуточку. Что, нельзя было раздавать билеты в течение всего референдума, а в последний день обьявить результаты? Очевидно, что в целом не продуманное проведение розыгрыша.
Работа СМИ в рамках подготовки к референдуму тоже стоит особого внимания. Впечатление, что задачей стояло не информирование населения, а распил и личное обогащение отдельных персонажей. Но об этом мы поговорим отдельно.
Вот почему такое стало возможно? - спросите вы. На мой взгляд, нынешняя внутренняя политика губернии, а точнее то, что от нее осталось, направлена на административный и политтехнологический, а не на электоральный результат. С одной стороны - простейшие одноходовые приемы. С другой - полное отсутствие качественного взаимодействия с общественными организациями, объединениями, коллективами, лидерами общественного мнения.
Посмотрите, что происходит в Тольтти. Оппозиционные партии, в частности КПРФ, существенно усилились. В Самаре несистемная оппозиция формирует союзы и объединяется. Не удивлюсь, если они смогут полностью "взять" Самарский район. А это на ближайшие годы посеет такой очаг сопротивления в Самаре, что мало не покажется. Еще много интересного происходит, не буду все перечислять. Где работа со всем этим? Для меня ответ очевиден.
На мой взгляд, все перечисленное приведет к плачевным результатам партии власти на региональных выборах в сентябре. А ведь это не будет растянутое на неделю голосование с предсказуемым результатом. Это будет реальное электоральное голосование с кучей вовлеченных сторон и заинтересантов. Оппозиция готовится к реальной битве, в том числе к блокировке участков профессиональными мотивированными наблюдателями. Думаю, исполком ЕдРа - при всем авторитете Дмитрия Азарова - не сможет существенно переломить ситуациию. Это функционал УВП БД,
а кто там сидит - я писал в прошлом посте. Кстати, надеюсь, проверка по признакам нарушения этим токсичным персонажем закона о госслужбе уже назначена. Ну, да ладно, об этом чуть позже.
Что ж, посмотрим. Осталось ждать недолго...