Модернизация нефтебазового хозяйства России на примере Куровской нефтебазы

Jun 05, 2017 12:16

В последнее время я плотно занялся изучением нефтегазовой отрасли российской экономики. Причины, думаю, понятны. Во-первых, это одна из мощнейших отраслей России, в значительной степени формирующая бюджет и платежный баланс страны. Во-вторых, это реально интересно. Поэтому, когда мне предложили осмотреть реконструированную Куровскую нефтебазу, я с готовностью согласился. Поделюсь с вами в этом посте своими мыслями и наблюдениями.



Немного истории и справочной информации. Нефтебазы выполняют роль распределительных центров, получающих топливо с заводов и отпускающих его собственной сети АЗС, а также другим сетям и мелкооптовым покупателям. По большому счету, нефтебаза - это склад. Соответственно, необходимость в таких перевалочных пунктах появилась, как только применение нефти и продуктов ее транспортировки достигло промышленных масштабов.

Сначала эти масштабы позволяли использовать для хранения обычные деревянные бочки. Откуда, собственно, и появилась используемая до сих пор единица измерения объема нефти - bаrrel (англ. «бочка»). С ростом объемов производства резервуары для хранения нефти стали выкапывать прямо в земле, облицовывая стенки жирной глиной, препятствующей утечкам. Малоэффективные при хранении нефтепродуктов с высокой испаряемостью земляные амбары сменили каменные, впрочем, также не решившие проблему потерь от испарения. В начале XX века на бакинских нефтепромыслах появились первые железобетонные резервуары. Но главный шаг, определивший нынешний облик всех нефтехранилищ, был сделан еще во второй половине XIX века. Сначала в 1864 году в США был сооружен первый большой металлический резервуар, правда, прямоугольный, а в 1878 году по проекту выдающегося инженера Владимира Шухова в России построили цилиндрический резервуар из металла - прообраз нынешних хранилищ.



Развитие промышленности и транспорта, механизация сельского хозяйства, автомобилизация определили стремительный рост объемов добычи, переработки нефти и, соответственно, сетей сбыта. Впрочем, если в первые десятилетия существования Страны Советов речь шла скорее о восстановлении дореволюционных объектов, постепенно укрупнявшихся, то после войны началось построение мощной системы нефтепродуктообеспечения. К началу 80‑х годов прошлого века она включала в себя более 1,2 тыс. нефтебаз и около полутысячи их филиалов, порядка 10 тыс. стационарных и передвижных АЗС. Однако система эта развивалась в СССР по особым правилам - правилам плановой экономики, ее структура основывалась на принципе централизованного управления и призвана была удовлетворять потребности в первую очередь народного хозяйства, а не частных потребителей. Тем более она не вписывалась в новые рыночные условия, по которым страна стала жить за чертой 1990 года. Постепенно развивавшиеся вертикально интегрированные компании обновляли оборудование АЗС и нефтебаз, выстраивали сети, исходя из возможности получения максимальной прибыли, дополнительных конкурентных преимуществ. Но процесс модернизации и строительства АЗС значительно отличается от реконструкции нефтебаз, через которые проходят огромные потоки нефтепродуктов, услугами которых пользуются не только сбытовые «дочки», но и независимые компании, более того, на которых нередко держится вся система нефтепродуктообеспечения целых районов. Тем более сложная задача - глобальная комплексная перестройка сети нефтебаз. Однако без этого невозможно общее развитие бизнеса. Поэтому такие крупные нефтяные компании, как Газпром, Роснефть, в настоящее время озадачились разработкой программ развития нефтебазового хозяйства, куда входит модернизация резервуарных парков, зон приема и отпуска нефтепродуктов.

Куровская нефтебаза как раз является таким успешным примером модернизации. Объект расположен в Орехово-Зуевском районе Московской области. Датой основания считается 1964 год. Владельцем является ООО «НПО «ФАВОРИТ». После реконструкции, длящейся с 2014 по 2016 годы, Куровская нефтебаза стала одной из самых технологичных в России. Руководил проектом реконструкции Куровской нефтебазы управляющий активами, бизнесмен Владислав Жигайло. Площадь участка составляет около 8 га. Объем единовременного хранения топлива на базе достигает 19 тыс.м3. В резервуарном парке располагаются 14 вертикальных стальных резервуаров. Годовой объем перевалки - не менее 700 тыс.тонн.



Давайте вместе пройдемся по нефтебазе и посмотрим, что находится на ней. Железнодорожный подъездной путь в пределах территории базы ведет к эстакаде, предназначенной для приема 7 вагонов-цистерн.



Расположение сливных приборов и их количество позволяет сливать одновременно четырех- и восьмиосные вагоны-цистерны. В целом на заезд, разгрузку, выезд 7 вагонов-цистерн требуется около 2 часов. При непрерывной работе это 84 вагона в день. Представляете, какие объемы топлива проходят через нефтебазу?



Помимо эстакады для приема вагонов-цистерн, на базе оборудован железнодорожный перрон для приема и отправки иных грузов.



Слив нефтепродуктов из вагонов-цистерн обеспечивает насосная станция, которая оборудована пятью основными насосными агрегатами производительностью 250 куб.м/час каждый и одним вспомогательным насосным агрегатом. Технологическая схема позволяет осуществлять операции приема нефтепродуктов по железной дороге и из автоцистерн, отпуск нефтепродуктов в автоцистерны и железнодорожные вагоны-цистерны, а также внутрибазовую перекачку.



Длина трубопроводов нефтебазы составляет 4 600 м. Кстати, обратите внимание на разные цвета труб и кранов. Розовый цвет - бензин марки 95, зеленый - 92, синий - ДТ. Противопожарные трубопроводы независимо от содержимого (вода, пена, газ, пар) окрашивают по всей поверхности, включая запорно-регулирующую арматуру, в ярко-красный цвет.



Что примечательно, рядом с резервуарами растет трава и цветы. Похоже с экологией все в порядке.



Нефтебаза осуществляет отпуск нефтепродуктов в автоцистерны через пять постов автоматизированной системы налива, оснащенных насосными агрегатами производительностью 90 куб.м / час.



Административные и технические помещения. Вышка отпуска топлива, лаборатория, гаражи, хозяйственные постройки. Все продумано до мелочей.



Система управления «Топаз-Нефтебаза» обеспечивает мониторинг в режиме on-line всех параметров работы предприятия, сбор и хранение данных по балансу нефтепродуктов, фактическому наличию, контроль и предотвращение возможных утечек и потерь. В качестве автоматизированной системы оперативного учета нефтепродуктов по массе используется Струна+.



Вид с другого ракурса на административное здание.



КПП базы. Охранные системы на высшем уровне, все автоматизировано.



Каждый уголок нефтебазы просматривается. Практически все камеры поворотные, оборудованы датчиками движения.



Окна обслуживания клиентов базы.



Столовая для водителей бензовозов и работников нефтебазы.



Впечатлил ремонт внутренних помещений административного здания.



Не мог не зайти в кабинет генерального директора.



Что примечательно, видеоизоображение с камер наблюдения нефтебазы проецируется на четыре больших экрана в кабинете руководителя. Причем из этого кабинета можно полностью контролировать видеонаблюдение: .управлять камерами, увеличивать изоображение, просматривать записи.



Есть и свои комнаты отдыха, спальня, и т.д. ИМХО все продумано до мелочей.



Со слов руководителя проекта реконструкции Владислава Жигайло, на нефтебазе достаточно свободного места для установки дополнительных резервуаров. По рассчетам техников, возможно  расширение резервуарного парка до 50 тыс.м3.



Вот, пожалуй, и все, что я хотел вам показать и рассказать. Добавлю, что при существующей системе нефтебазового хозяйства обеспечение растущих потребностей предприятий топливной сферы в нефтепродуктах, уже в ближайшие годы может стать практически нерешаемой задачей. На мой взгляд, Куровская нефтебаза - пример того, как эту задачу можно и нужно решать. В целом же многое зависит от расторопности менеджмента крупных нефтянных игроков страны и своевременной поддержки государства.


Спасибо за внимание. Не переключайтесь...

репортаж, Московская область, Газпром, модернизация, Куровская нефтебаза, нефть, Владислав Жигайло, нефтебаза, топливо, города и страны, фото и видео, Роснефть, нефтебазовое хозяйство, Россия

Previous post Next post
Up