В преддверии такого грандиозного события в Самаре как "Парад памяти 1941 года", я решил сделать несколько фотографий боевого самолета времен Великой Отечественной Войны Ил-2, что располагается на кольце у "Ипподрома". Я даже не предполагал, что это вызовет столько затруднений.
Сначала немного о самом памятнике. В начале 1970-х годов ветеранами авиационного завода было решено поставить у проходной завода памятник в виде боевого самолета Ил-2. Но оказалось, что у завода, изготовившего в годы войны более 15000 самолетов Ил-2, нет ни одного экземпляра, а в ВВС он, конечно, давно снят с вооружения. Поиски самолета поручили ветерану завода Евгению Андреевичу Капустнику и будущему заведующему заводским музеем Валерию Григорьевичу Быкову. Они проверили несколько сообщений о найденных штурмовиках, но найденные экземпляры оказались непригодными к восстановлению. Осенью 1970 года в болотах Мурманской области вблизи станции Алакуртти был обнаружен самолёт с номером 1872932. Как удалось выяснить по архивам, машину с пилотом К. Котляевым и стрелком Е. Мухиным на борту сбили в марте 1943 года. Самолет был доставлен в Куйбышев на авиационный завод, где старые рабочие по памяти собрали и отремонтировали корпус, вооружение и другие детали. Самолет установили на постамент около входа на завод.
Спустя некоторое время, городское руководство решило установить памятник в месте доступном для всех, так как создание штурмовика являлось трудом не только авиазавода №18, но и авиазавода №1, моторостроительного завода № 24, и многих других предприятий города и огромного числа жителей. За разработку проекта взялся главный архитектор города Алексей Моргун (в молодости он сам работал на авиазаводе клепальщиком). Сразу было одобрено место на пересечении проспекта Кирова с Московским шоссе. Было рассмотрено несколько вариантов расположения самолета и форм пьедестала (скульптор И.Б. Федоров при участии А.И. Фролова). Торжественное открытие памятника состоялось 9 мая 1975 года, в тридцатую годовщину победы СССР в Великой Отечественной войне. В первоначальном варианте самолет располагался вдоль проспекта Кирова носом на Запад, что символизировало «с Безымянки- на фронт», но проект изменили из-за линии правительственной связи проходящей по Московскому шоссе в районе ипподрома. Чтобы не перекладывать линии самолет развернули на 90°.
Припарковав машину недалеко от кольца, я стал искать пешеходный переход по которому можно было бы перейти к постаменту. К своему удивлению, я его не обнаружил. Увидев стоящего у кольца сотрудника ГИБДД, я направился к нему чтобы уточнить этот вопрос. Разговор был коротким.
ДПС - (властно и требовательно) Вы куда?
Я - К памятнику.
ДПС - Туда нельзя.
Я - Почему? Это же памятник. Вокруг него специально оборудовано место для посещения. Вон, ступеньки. Люди цветы возлагают по праздникам.
ДПС - Повторяю туда нельзя. Нет пешеходного перехода.
Я - Тогда помогите. Остановите поток, я перейду.
ДПС - (удивленно и возмущенно) Это не входит в мои обязанности.
Я - Тогда я сам перебегу между машинами.
ДПС - Я же сказал, что нельзя!
Я - (доставая фотоаппарат) Вы готовы повторить это на камеру?
ДПС - (испуганно) Вы меня не так поняли...
Дальше были слова про "нельзя меня фотографировать" и прочий стандартный набор. Я даже не хочу это обсуждать, их итак заклевали с этим. Но по большому счету, может он прав? Действительно, к месту установки памятника нет пешеходного перехода. Убедитесь сами.
1.
2.
3.
4.
Как же так получилось? Думаю городским властям совместно с ГИБДД ГУВД по Самарской области надо решить вопрос о безопасном доступе пешеходов к памятнику "Ил-2". Скоро 7 ноября. Праздник. Парад памяти в Самаре. День воспоминаний о тяжелых временах ВОВ, посещение памятных мест ветеранами и благодарными потомками . Площадка на которой установлен боевой самолет, созданный в Куйбышеве, несомненно одно из них. Или может я заблуждаюсь и к памятнику действительно запрещено подходить?