18 апреля в Центральном выставочном зале города Перми состоялся вернисаж «Наивный человек. Городской романс». С начала культурной колонизации города, открытие выставки перестало быть значительным событием, ведь в одни только дни фестивалей их открывается несколько, сразу. Чем же отличается экспозиция, посвященная наивному человеку?
С детских лет нас учат, что художник должен долго учиться живописи, ходить в специальные школы и колледжи, закончить вуз, и только тогда он сможет заключить картины в золоченые рамы, развесить в зале и гордо сказать: «Да, я художник, а это мои картины!» Но, как известно, далеко не все в нашем мире происходит по правилам и предписаниям.
Рудольф Тюрин, Вера Бартова и Мансур Закиров - чьи работы представлены на выставке - не были профессиональными художниками. Они писали свои картины в свободное от работы время, не думая о том, чтобы сделать это своей профессией, а просто находя в процессе удовольствие. Реализуя желание не только потреблять объекты искусства, но и создавать их, они переплавляли в своих картинах окружающую их советскую реальность, какие-то бытовые реалии, собственные чувства и эмоции.
Но все же, почему «Наивный человек»? В чем именно проявляется его неискушенность, и какие качества отличают его от человека не наивного? На этот вопрос нам ответила Анна Суворова, один из организаторов выставки:
А. Суворова: Сама идея названия, этого первого высказывания «Наивный человек» она появилась у партнера выставки, это информационный портал art59 и, собственно, Эдуард Овчинников, коллекционер. И когда он произнес этот оборот, «наивный человек», я очень удивилась, так как настороженно отношусь к такого рода инициативам. На что он сказал мне: «Понимаешь, это же такие наивные люди, которые на все смотрят наивным взглядом. Они увидели, например, Модильяни, и подумали - так здорово! Надо нарисовать! А то, что Модильяни жил семьдесят лет назад, и то, что это уже не актуальный язык, это не имеет значения». И действительно, если посмотреть на работы художников, их взгляд он такой безыскусный, без вот этого понимания, например, контекста, такой взгляд широко открытыми глазами.
Итак, с тем, кто такой «наивный человек», мы разобрались. Но едва ли современного жителя большого города можно назвать наивным. Как же создать связь между поколениями и рассказать о художниках, живших несколько десятилетии назад? Чем может быть интересна эта выставка для современного зрителя?
- По крайней мере, это может быть интересно тем, что живопись здесь очень «крепкая», в плане того, что она сделана лихо, мастерски, - считает Эдуард Овчинников, один из организаторов.
И с ним нельзя не согласиться. Каждое полотно привлекает к себе внимание, как цветовой гаммой, так и содержанием. Метафоричность, иносказательность - все это присутствует в картинах, выводя их из разряда «наивные» в прямом смысле этого слова. Язык художников понятен нам, людям, живущим уже в другой эпохе, погруженным в совершенно другой информационный поток, другую идеологию. Но время, пойманное на полотнах и воссозданное в выставочном зале, еще не кануло вглубь веков. И на выставке присутствовали родственники одного из художников: сестра и внучка Рудольфа Тюрина.
После открытия выставки Дарья Ярцева, внучка художника, поделилась своими впечатлениями:
- В первую очередь, здесь висят работы моего дедушки, на которые я всегда смотрю с восхищением. Так же здесь висят работы Веры Бартовой, разный стиль, и мне кажется, разный взгляд. Хоть и говорят «наивное искусство», но, на мой взгляд, хоть я и не специалист никакой - очень нравится. Это не такое искусство, которому учат, тут совсем стиль другой, и оно в чем-то даже более искреннее. И кстати, мне очень нравится сама выставка, подбор картин, оформление.
Несмотря на кажущуюся наивность, полотна породили много споров и вопросов, как среди искусствоведов, так и среди простых посетителей выставки. Студентке из политеха сюжеты напомнили плакаты или кадры из фильмов. А Денис Горбунов, студент ПНИПУ, пришел на выставку с совершенно осознанным интересом - его увлекает тема СССР, и все, что с ним связано.
Со времени развала советского союза прошло немного лет - чуть больше двух десятков. Кто-то вспоминает СССР с приятной ностальгией, кто-то резко осуждает. Но для того, чтобы составить какое-то объективное мнение еще слишком рано. Выставка «Наивный человек. Городской романс» прекрасный шанс для того, чтобы отстраниться от сухих параграфов истории и ярких лозунгов, и погрузиться в мир человека, который в любое время, в любую эпоху любит, мечтает, страдает и смотрит на мир широко открытыми глазами.
Подготовка выставки:
Открытие: