Из неопубликованного интервью Звягинцева итальянскому "Vogue", 2004 год.
Есть такое мнение, что "кино умерло, и только притворяется живым". Как вы смотрите на такое утверждение?
Это как с умирающим, который вправе сказать, что умирает мир, поскольку ему страшно принять мысль о том, что мир продолжит свое существование и без него. По моему скромному мнению, авторы подобных высказываний либо ощущают собственную беспомощность, выговоренность, если хотите; либо, напротив, полны новых озарений относительно кино и его будущего. Питер Гринуэй, например, утверждает, что кино умерло, изжило себя, так как невозможно больше смотреть истории, представляющие собой литературу в картинках, инсценированный текст. Я полагаю, говоря об этом, он имеет в виду экранизации, или "заснятые на пленку спектакли", другими словами, отсутствие поиска языка, в котором значительные права были бы отданы визуальности - как это делали Параджанов, Тарковский и другие режиссеры, в фильмах которых возникает ощущение напряжения между кадрами (как у хороших писателей между строк), напряжение, которое не имеет отношения ни к литературе, ни к тексту, это какое-то другое, почти суггестивное, метафизическое воздействие на зрителя… Множество людей заявляли о "смерти" чего бы то ни было. Не раз говорили о том, что умер театр, однако же он до сих пор жив. Ницше говорил, что умер Бог, однако умер Ницше, а Бог до сих пор жив. Что же касается кинематографа, я - режиссер начинающий, и потому, как ребенок только открываю для себя этот мир, у меня язык не повернется согласиться с тем, что кино умерло.
Звягинцев очень хорошо высказал то, что я чувствовала по отношению к кинопродуктам, пока не посмотрела настоящее кино. Я писала об этом
здесь. Тогда я это просто интуитивно чувствовала, и еще не умела облечь в слова мысль о собственном языке режиссера.
Полный текст интервью на официальном сайте Звягинцева.