...узнаешь из новостей кино,что в списке номинантов на "Золотой глобус" есть два фильма, к которым у тебя особое отношение. И сначала не знаешь, за кого болеть. На первый взгляд, что общего между новым творением российского артхаусного режиссера, обласканного европейскими критиками и элитными фестивалями, и новым фильмом от довольно известного в фестивальных кругах, но не столь именитого, как Звягинцев, израильского тандема "брат и сестра Элькабец"? Интересно, что оба стартовали в мае этого года на Каннском фестивале, но премьера фильма
"Гет" осталась в тени
"Левиафана", которого называли "самой интригующей премьерой Канн".
140 минут масштабного полотна с потрясающими планами природы, снятого в Мурманской области рассказывают ровно о том же, что и 115 минут камерной судебной драмы, пространство действия которой ограничивается потрепанным залом судебных заседаний, ну и парой сцен в коридорах суда. Речь идет о противостоянии человека и системы. У Звягинцева этот человек - мужчина, у брата и сестры Элькабец - женщина.
К Звягинцеву эта идея пришла из истории, которая произошла в далекой Америке и показалась настолько универсальной, что он перенес действие в современную Россию, а Ронит и Шломи Элькабец далеко ходить не пришлось. Все лежит на поверности - и во многом автобиографический материал, и широко известная в узких кругах своей архаичностью и вопиющей патриархальностью система израильских раввинских судов. Странно, что никто раньше не решался показать её во всей красе. У обоих фильмов неоднозначные отношения с институтами религии - православного христианства и ортодоксального иудаизма соответственно. А еще в обоих фильмах есть моменты, которые остаются открытыми для толкования зрителя. Кстати, интересно было бы узнать, что обо всем этом думает Звягинцев.
"Левиафан" я посмотрела еще пару месяцев назад,
на фестивальном показе, за "Гетом" мне пришлось погоняться. Мне все не удавалось на него попасть. Один раз я пришла на дневной сеанс, но билетов уже не было, а потом показы стали реже и в неудобное время. И вот вчера - наконец-то! - удалось. Пока я только собираюсь с мыслями и постараюсь написать полноценную рецензию. Скажу только, что душераздирающую сцену, в которой судебные приставы пытаются вывести из зала Вивиан (героиню Ронит Элькабец), которая кричит судьям и мужу "Donne-moi ma liberté!"*, я еще очень долго не забуду. И болеть буду за великолепную и гипнотизирующую одним своим присутствием в кадре Ронит. А Звягинцева еще обласкают в Европе.
*"Дай мне мою свободу!"