Серж Генсбур занимает особое место в пантеоне гигантов французской песни. Он одновременно и типичный, и нетипичный её представитель. С одной стороны, творчество Генсбура безупречно вписывается в традиции французской авторской песни в классическом её понимании. И в то же время он - самая настоящая рок-звезда и культурный антигерой опять же в классическом западном варианте, который предусматривает скандалы, секс, алкоголь, рок-н-ролл, и ,конечно же, изобретение себя заново каждые несколько лет.
Ни один французский автор и исполнитель 20-го века не может похвастаться таким огромным влиянием на музыкальную сцену за пределами Франции. Причем речь идет именно о влиянии на музыкантов, а не просто о популярности в качестве глянцевой открытки, как в случае с Мирей Матье.
Как вы думаете, кто автор первого - за всю музыкальную историю Великобритании - неанглоязычного трека, который занял первое место в английских чартах? В песнях Pulp, Blur, Saint Etienne и других лидеров брит-попа середины 90-х прослеживаются отголоски из Генсбура 60-х. Beck и Marianne Faithfull говорят об огромном влиянии Генсбура на их творчество. Музыкальные критики указывают на "длинную руку Генсбура" у таких, казалось бы, далеких от французской культуры коллективов, как De La Soul и Portishead. Некоторые даже сравнивают его с легендами британского рока и ставят в один ряд с Дэвидом Боуи и Брайаном Ферри. Тексты Генсбура, с пружинящим ритмом и внутренними рифмами, изобилием игры слов, аллитерации, сленговых выражений, предвосхитили современный рэп за десятки лет до появления этого жанра.
Практически все французские коллеги по цеху, которые начинали вместе с ним в 60-х, оставались верны собственному узнаваемому стилю, который стал их визитной карточкой, а Генсбур менял музыкальные стили, как перчатки. Можно долго спорить о том, был ли он бесстрашным экспериментатором и новатором, который предвосхищал музыкальные тренды, или просто музыкальным оппортунистом, который "держал нос по ветру", следуя им.
Мизантроп, развратник, дебошир, гений, алкоголик, поэт, провокатор, национальное достояние, современный Бодлер и Рембо... Пресса была щедра на эпитеты,когда речь заходила о Генсбуре.
Я попробую вкратце рассказать о великом, ужасном и таком противоречивом Генсбуре, которого многие любят, а многие ненавидят.