Ясырка. Или почему казачка чернобровая ))) И про костюм. А про охоту потом напишу )

Oct 08, 2015 17:01

"А жен себе красных и любимых водим и выбираем от тебя из Константинополя и тебя не спрашиваем"




Сейчас мозг сожран костюмом и я будут его (мозг) освобождать сюда )))
Изначально был просто задуман кубелек (верхняя одежда) потому, что увидев образец и предложенную ткань, отказаться не было сил. Бывает так, что костюм, даже цивильный, начинается с сережек. Вот тебе безумно понравятся серьги, вот они твои. И вот ты сидишь и понимаешь, что носить их не с чем. И собираешь под эти серьги платье, колечко, пояс, да все... вот так же получилось с этим кубельком, "неожиданно" на 17 век ) на казачество, на что-то с запахом турецкого. И понеслась! ))  Он вынул из меня столько времени, мозга, исканий-копаний, мне столько помогали и советом и пинком и добыванием девайсов! Он мой первый, претендующий на историчность. Еще не реконструкция, но уже достойная стилизация. Слушайте, ну чистую рекострукцию с ручными швами, паспортом и точную копию источника я не волшебник ). Так что, стилизация, ясырского. Знаете, я его не шила, я его собирала! Шить - это ерунда. Для представления на публику полного комплекта надо еще побегать за девайсами, надо для понятия и вдохновения порыться в источниках, надо посмотреть, что уже нашили девочки по этой теме (а мои девочки шьются гениально, я не видела ничего более прекрасного и правильного),




надо посидеть дома за столом и подумать - как это присобачить, чтоб не оторвалось. Как это намотать, боже, как они тогда это наматывали? Надо рвануть на барахолку в 8 утра (!!! МНЕ! Встать в субботу в 6 утра чтоб успеть!!!) потому что вступило в голову, что вальтрап же! А у меня 17 век, а на вальтрапе еще лейбак может быть )) Так что коврик с как бы персидским узором спас фотки от вальтрапа ))
Ткань на кубелек мне привезла Катя-Вишня http://vk.com/club58491766, из запасников Топ-Капы, это точная реконструкция рисунка тюльпанов эпохи Сулеймана Великолепного. И крой - точная копия кубельков того времени, прямые швы и клинья. Они не морочились, пусть там все складками собиралось, они шили так, вот примерные крои одежды



Выходило примерно так :))


Катюха сшила себе из тех самых стамбульских тюльпанов и остался кусок. На меня как раз хватило. Так что почти (за исключением выреза и пуговок) точная копия Катиного.


Чтобы не подраться друг с другом на фестивалях, я сделала свой двусторонним, столкнемся носами - переверну на изнанку и все ). Для "и все" пришлось опять бежать за тряпочками и искать подходящую изнаночку ) А потом посаживать так, чтоб не волнилось в разные стороны. В общем, "и все" - будет оранжевое ))



Я думала будет неудобно в носке. А удобно )) немножко малахаистое все это, может быть поэтому? )) Нижнее платье и шаровары - принты современные под этно. "Огурцы" нынче в моде, а ведь это старые индийские и персидские национальные рисунки. Волосник - шапочка под шаль, часто разукрашенная и турецкая шаль. Шаль да, правда турецкая, покупала в Стамбуле ) И тоже в любимых огурцах ). Таких шалей сейчас и в Москве полно. Кораллы на шее, бусы на волоснике, браслеты, прекрасно держащие длинные клешеные рукава платья - пакистанская барахолка. А вот пуговички на кубельке - это тоже Катя-Вишня достала. Непальские, настоящие, латунь-лазурь-скол коралов


Вторая Катя, та самая, что гонялась со своим псом за маньяком, нашла мне великолепный пояс. То, что реконы называют "родняк", т.е. настоящий, не реконструкция. Агаты, Армения, начало 19 века. Не дорого, но ждали из Армении. Пояс - это важно. Он главное украшение женского казачьего и кавказского костюма. Он может быть серебрянным, с камнями, с лазурью и т.д. Вот такой он должен быть, но стоить будет.... :




А меня вполне устроили эти агаты. Уже то, что они не пластик - грело.
Катя ждала пояс из Армении, по-моему с таким же нетерпением, что и  я. Лето. Жара. Я стою около почтового отделения и раздираю пенопластовую коробку, как маньячка. Увидеть пояс! Увидеть и успокоиться ) Тяжелый - вот первое, что удивило, да, у меня никогда не было столько камней разом )) И видно, что прям камни-камни ))



Тут вдруг еще захотелось кинжал! Или нож, но настоящий. За ножом я поехала сама в восточный склад-магазин. Когда увидела там ряды ножей-кинжалов-ножичков размеров от сабельных до перочинных, мне стало плохо. В смысле слишком хорошо. Восточные мужики-продавцы сидели и смотрели, как я мечусь по выставочным полкам, хватию ножи по очереди, примериваясь, что лучше входит в руку. ШАЙТАН! Они все входили! Рыдая, расстроенная ушла оттуда с тремя ножами. Два - себе, один - Олегу. А на полках остались жить остальные мои тыща и один ножик. Они все были мои! Все! Я просто не смогла их купить ). Поэтому шла домой расстроенная )) Рабочие, острые ножи. Сказка, а не ножи. Прекрасные, удобные, давно хотела )) На пояс, на костюм, в кожанных ножнах. Настоящие - ууууууу И что вы думаете? Очень даже пригодился ножик на охоте )) Поехала с первым - ручка на моем белее. Костяная. Теплая, если подержать в руке. Девочкам презентовала, как "большая берцовая той дуры, которой не понравился мой костюм" - легенда имела успех ), ну, по крайней мере, костюм всем сразу понравился ))




Гусарики - это такие женские казачьи сапожки, покупаются в казачьей лавке. Не 17 век, но лучше, чем сапоги для ВЕ ) а уж на будущее, они подходят и под позднее казачье и под цыганское - самое то )


Там же купили Олегу на зиму бекешу с поясом и кубанку - впереди зима ))
Ткань, ленты, бусики, тесьма - все на сельскохозяйственной, в единственном оставшемся магазине под розницу. Вроде все дешевле, чем в магазине, но когда сложишь - ой )) Шаровары не успела сшить правильные. Одела не правильные, но потрясающе подходящие и по цветам и по рисунку и по фактуре тряпки. Перчатки были только черные. Правильного оттенка красного мы купили уже на Можайском рынке, по пути в Аванпост, подорвавшись покупать просто перчатки нашей спутнице еще одной Кате (три Кати, все разные))).
Вот. Собрано. Вгрохано туда времени и сил достаточно. Даже без работы он стоит порядка 25 тысяч и это все найдено по минимальным ценам, складам, знакомым, по безумному блату и себестоимости,  в реале сумма вырастет вдвое, как минимум, если покупать "с улицы". Свою работу я даже оценить не могу. По часам проведенным за работой + поездкам с поисками девайсов, если умножить на мои офисные жопочасы получится еще около 30 тысяч. И это стилизация! И это в два раза дешевле, чем просто купить в магазине тряпку-пуговки-ленточки. Сколько же надо труда, денег, времени, чтобы собрать настоящий реконструкторский костюм с паспортом.... мама...
хорошо, что я его собирала год. Разом не хватило бы ничего ) меня бы не хватило это точно )
Какие они в музеях. Поздние уже, но силуэт и основные детали - то же



УФ. Ну, вот, он готов, он на мне и мы в поле ))























Как нас тут здорово ухватили - кавказская мафия )))



Очень мне нравится. Мими )) костюмы не бьются друг с другом, это да и бебе. Но мы - мими ))



А вот если б мы одели Саймона вот так - было бы попадание если не на эпоху, то хотя бы на регион )) Вообще, что хочу сказать: реконструкция - зло. Все время думаешь, а вот тут не то и не так.
Черников на свечке. Кавкааааааз!



Это пока первые фоточки, самые сладкие )) Тамара Антипина, Катя Конторович, Еля Корчагина. Жду еще. Очень жду ))
Я себя в ясырском чувствовала, как в родной коже. Это важно. Важно, чтобы костюм не только нравился зрителям, но и тебе. Чтоб сообщал тебе пластику движения, манерность, взгляд, чтобы все-все-все помогало жить в нем.

Интересное историческое из сети:

Казачья жонка (я подчеркиваю - ЖОНКА) ИМЕЛА ПРАВО:
-выбрать мужа;
-развестись с мужем и взять другого;
-отказаться разводиться с мужем и при этом сохранить права жонки, т. е. не быть проданной, подаренной.

Ясырка ИМЕЛА ПРАВО на личную неприкосновенность: казак мог продать, купить,отпустить женщину, но сожительствовать с нею (будучи на территории городка), и тем паче убить - без решения круга! - он не мог.

При нападении на городок казачьи жонки сражались на равне с казаками. Не размахивали вилами в истерике, а экипировались, вооружались и выходили на позиции, тем самым не оставляя себе шансов выжить, если городок будет взят. Что означает, что жонки - были боевыми единицами и членами сообщества. А то что они не голосовали на кругу шашками, так это потому что это было не женское дело, и для того имелся у них муж.

Женщины в Диком поле стоили дорого. В переводе на наши деньги цена им эквивалентна стоимости иномарки представительского класса. И это косвенно подтверждает, что женщин казаки ценили не только в рублях.

Жонок было мало, потому что позволить себе их могли только "лутчие" казаки - те, кто уже отходили не один поход, заработали там помимо славы "офицерство" и определенный достаток.

Отношение к женщинам, тем паче к жонкам, старинными казаками было почерпнуто вместе с прочими традициями общежития, тактики и стратегии боя у куманских орд (из тенгрианства). Позже, когда на Дон потекли русские и понесли с собой авраамическое праваславие, тенгрианские традиции взаимоотношения полов стали переиначиваться (искажаться против правды) на новый лад.

"А жен себе красных и любимых водим и выбираем от тебя из Константинополя и тебя не спрашиваем" - так отписывали в своём "казачьем письме" султану донцы из Азова. Казаки, привозив из походов себе жен, ласковым обращением с ними, приохачивали их к совместному сожительству". Совершая набеги на Крым, Турцию, Персию и кавказские племена они привозили из похода с собой "ясырок" - красивых турчанок, черкешенок и т.д.
... так как девушек-казачек было мало по городкам, то они женились на "ясырках", т.е. пленницах, взятых в плен во время набегов у других таких же, как и они, вольных народов. Казаки, заклятые враги крепостного рабства, на женщинах тех народов, у которых существовало рабство, не женились, боясь этим передать своему поколению психологию раба. Вольный казак хотел, чтобы его избранница и подруга жизни была также вольной. Отсюда пословица; "бери себе жинку с воли, а казака с Дону и проживёшь без урону".
Терцы женились на своих соседках чеченках и дагестанках и других горских женщинах, уральцы на ногайках и сартянках, сибирские "казаки - землепроходцы" - на туземках не женились и в челобитных к воеводам и братьям-донцам и яицким казакам писали: "шлите нам баб" и браты-казаки выручали сибирцев, слали им жинок.
Пленницы-ясырки были почти исключительно мусульманки - "потурчанки". Большинство из них было из зажиточных, богатых, а нередко и благородных семейств и своим женским характером влияли на казака-воина в лучшую сторону и одновременно вносили в жизнь городков гуманность, культуру и цивилизацию своих стран. Женская рука в казачьих куренях наводила порядок, создавая уют. Казаки крестили своих жинок и вчерашняя мусульманка: Надора, Заира, Дайра становились православными: Надеждой, Зоей, Дарьей.
В самом начале ХУ111 века, когда царь Пётр I запретил казакам совершать морские набеги на Турцию и Крым, казаки, совершая набеги на Кавказ, с тех пор привозили "ясырь", исключительно из горских красавиц.
Путешественник Манштейн, побывавши тогда на Дону, описывает, как в один из набегов на Кавказ, бригадир Краснощёков -"гроза Кавказа", привёз десять тысяч "женского ясыря": кабардинок, чеченок и черкешенок, на которых донцы поженились.
Немецкий путешественник Паллас, побывав на Дону в 1734 году пишет: "казачки городка Черкасск одеваются по восточному: спускающиеся до самой щиколотки широкие шаровары, сапожки или туфли из жёлтого сафьяна, рубашки их, обыкновенно из красной, жёлтой или синей материи". Облики и черты восточной женщины ещё долго сохранятся в чертах казачки. Через сто лет после Палласа историк Брюневский, посетивший Черкасск и другие городки в 1834 году писал: "Кавказские красавицы и теперь нередки на Дону". Известный поэт и декабрист Якубович, посетивший Дон, в своём стихотворении писал:
Люблю я Дон, твои станицы,
Твоих красавиц смуглы лица...
" О чернобровых казачках" пел поэт Чулков и др. русские поэты...
Жизнь в степи, в постоянной тревоге и опасности от набегов воинственных соседей, закаляли казачку быть бесстрашной и храброй. Она умела владеть ружьем и луком, как в хозяйстве кочергой и чаплей, чтобы в любой момент, за уходом казаков в поход, защитить свой городок от горцев и других степняков.

В исторических актах мы находим описание подвигов казачек: как 800 женщин, наравне с казаками, отчаянно отбивались от турок в Азове в 1642г. Как наурские казачки одни отбили от черкесов свою Наурскую станицу /Терское войско/, а также моздокские казачки городков: Быстрянского, Раздорского отбились от татар...



Как они примерно выглядели. Там есть регионы, даже только станичная мода, но все мы привыкли, что казачка - это "Тихий Дон" Герасимова - да, там костюмы, актеры, говор, антураж, там все то, но это уже начало двадцатого.

А как выглядили казачки еще раньше? Примерно вот так ))






Очень много восточного, что понятно, раз женщин таскали с востока





Почему бывшие пленные женщины, не только оставались у захватчика, становясь женами, но еще и сражались рядом с ними, иногда даже когда их не было рядом, одни, иногда против своих же ?
Любили ) Наверное было за что. Поэтому я выбрала костюм ясырки. И к глазам подходит )))


Высказалась ) легче стало )
Спасибо моим девочкам, за помощь, советы, поддержку и последний пинок - едь в нем!

Шитьё мое ), Аванпост, Охота

Previous post Next post
Up