Итоги «сирийской кампании»: война - это в первую очередь экономика
Россия, потратив менее полумиллиарда долларов, не только сумела переломить ход войны в Сирии, но и показала свою истинную военную мощь.
18.03.2016 12:51
Вчера, выступая перед вернувшимися с Ближнего Востока военными, президент РоссииВладимир Путин озвучил стоимость военной кампании в Сирии, 33 миллиарда рублей (менее 500 миллионов долларов). Операция длилась 167 дней. За это время было совершено более 9 000 боевых вылетов, десятки рейсов транспортных кораблей и сотни военно-транспортных авиабортов. Десятки кораблей ВМФ России прикрывали российскую группировку с моря.
В общем, собрав много разнообразной информации до кучи и получив точку отсчета можно позволяет приступить к занимательным подсчетам.
Куда уходят деньги
Думаю бессмысленно сравнивать стоимость операции ВС РФ в Сирии с аналогичной миссией ВС США в Ираке. На сегодня американские военные выполняют намного меньший фронт «работ», но при этом обходятся американской казне на порядок дороже.
Например, на 2016 финансовый год на обеспечение военных операций за рубежом выделено 58 миллиардов долларов. Таких войн США ведет две (не считая мелочей). И если львиная доля этой суммы на сухопутные войска выделяется под войну в Афганистане, а это 20,6 млрд. долларов, то для ВВС выделено 14,4 млрд. долларов, подавляющее большинство которых уйдет на борьбу с запрещенной в РФ террористической организацией «Исламское государство». Куда пойдут еще 7 миллиардов для ВМС для понимания степени расходов уже не важно. И так видно, что операции США кратно дороже российской, а если оценивать результативность, то впору американским обывателям спросить своих генералов, а куда пошли выделенные деньги?
Еще один пример. Война в Ливии в 2011 году. Такая же по длительности (25 недель) кампания обошлась трем главным странам (США, Великобритания, Франция) в сумму более двух миллиардов долларов.
Российские расходы
Одних высокоточных боеприпасов было израсходовано на колоссальную сумму. Например, Франция использовала за время операции 4621 бомбу и ракеты (данные Министерства обороны). В это число входят такие высокоточные боеприпасы: 15 авиационных крылатых ракет SCALP стоимостью 626 тысяч евро каждая, 225 высокоточных бомб AASM (350 тысяч за штуку), 950 американских бомб семейства GBU (от 52,1 до 67 тысяч евро) и 431 ракета Hot (40 тысяч каждая). Суммарно это более 200 миллионов евро, что составляет одну треть количества боеприпасов и две трети стоимости всей «французской» части операции.
Но мы отвлеклись. Речь не об американской, французской британской армии, а о российской. В конечном итоге, мне интересно как отличаются российские расходы в аналогичном случае. Насколько руководство ВС РФ отлично в подходах и методах ведения локальной войны и как это повлияло на конечный результат.
Доставка грузов и техники ВС РФ
БДК Черноморского флота, транспортные корабли с завидной регулярностью поставляли на театр боевых действий топливо, боеприпасы, продовольствие, технику, ЛС и т.д. За последние полгода таких рейсов было совершено около сотни. Сюда же следует добавить и рейсы военно-транспортной авиации и самолетов дозаправщиков и конечно переброску самих самолетов на театр боевых действий (своим ходом). Это обошлось казне России в сумму свыше двух миллиардов рублей.
Потери техники также следует учитывать. Минимум: Су-24 и вертолет Ми-8. Это не менее полутора миллиардов рублей.
Части ВМФ
Сюда следует отнести затраты на походы кораблей российского военно-морского флота, содержание и обеспечение частей морской пехоты и т.д. Около 3-4 миллиардов рублей (оценка очень приблизительная). Также сюда бы я отнес и 48 крылатых ракет «Калибр» израсходованных за кампанию ВМС и ВКС России. Это около 2,5 миллиардов.
Части ПВО и охрана баз
Эти расходы также сложно поддаются подсчету, так как мы не знаем точной численности ЛС и используемой для этого техники. Рискну предположить, что это не менее одного миллиарда рублей.
Естественно в данный расчет надо включить содержание ЛС «отпускников» и расходы на военно-техническую помощь Сирии (техника, боеприпасы и МТС и т.д.). Они велики и вероятно их никто не делит когда подсчитывают стоимость войны. К сожалению, тут все в области догадок и предположений. Прямые оценки невозможны, но с учетом интенсивности боевых действий и засветившей номенклатуры техники можно предположить эти расходы на уровне 5-10 миллиардов рублей (точкой отсчета служат оценки операций в ДНР и ЛНР).
Итого пока имеем около 13-18 миллиардов рублей. На долю собственно ВВС остается что-то вроде 15-20 миллиардов.
Из этой стоимости следует вычесть стоимость потраченных ВКС РФ боеприпасов. С одной стороны, обычные свободнопадающие бомбы для бюджета обходятся в ноль. С другой все они имеют свою цену и в случае их использования во время учений или боевых действий ее стоимость относится на расходы во время операции. В каждом боевом вылете количество использованных бомб составляло минимум две, максимум шесть. Не все вылеты были ударными, но общее количество сброшенных бомб можно оценивать как 15-20 тысяч. Если их считать даже по 100 000 рублей (ну вот меньше никак) то это 1,5-2 миллиарда рублей.
Также во время ударов было использовано некоторое количество управляемых бомб и ракет. Например, Х-29Л или КАБ-250,500С
Каждая из них стоит 2-3 миллиона рублей. Точных данных по количеству используемых самонаводящихся и управляемых боеприпасов нет, но с учетом звучавших заявлений, что таковым был каждый десятый вылет можно предположить, что минимум 500 штук. Это даст 1-1,5 миллиарда. Также следует учесть и расход боеприпасов армейской авиацией. В Сирии, российские вертолетчики использовали не только дешевые боеприпасы, но и испытывали во время ударов по ИГ и современное вооружение. К сожалению «вертолетная» часть самолетовылетов освещена в открытой печати намного слабее, нежели «самолетная», но в виду соотношения численности авиагруппировки российских ВКС в Сирии можно предположить, что расходы эти составили минимум 1 млрд. рублей (скорее выше).
Итак, на боеприпасы ВКС России (за вычетом КР ВБ) могли потратить около четырех миллиардов рублей.
Итого собственно на содержание авиационной группировки (ЗП, ТО и профилактика) остается не более 8,5-13,5 миллиардов рублей (вероятно меньше) или не более 200 миллионов долларов, что крайне низко для подобной операции. Кстати, это еще раз подтверждает низкую стоимость одного самолето-часа полетов российских самолетов.
Выводы
Теперь мы вернемся к истории Ливийской войны. 2,2 миллиарда долларов, потраченные союзниками, это в основном военно-воздушная и частично военно-морская операция. Сухопутная ее составляющая была незначительной и свелась в основном к удару по Триполи, частями спецназа. А потому соотносить все 33 миллиарда рублей, потраченных Россией в Сирии и 2,2 миллиарда долларов, потраченные союзниками в Ливии некорректно. Но даже если отбросить в сторону все эти доводы, и вспомнить, что в Ливии страны Запада фактически добивали беззащитную и не поддерживаемую никем армиюМуаммара Каддафи (численностью максимум 30 000 человек), мы увидим, что эффективность российской операции, проводимой против намного более многочисленного и лучше снабжаемого противника на порядок выше.
В первую очередь это было достигнуто путем уменьшения стоимости используемых боеприпасов. Всего одна-восьмая часть стоимости кампании. Тут еще не следует забывать, что для России Сирия во многом это полигон, в отличие от США и их союзников и использование высокоточного оружия, съевшего значительную часть бюджета операции было не военной необходимостью, а демонстрацией возрождающейся силы.
Потратив менее полумиллиарда долларов, Россия не только сумела переломить ход войны в Сирии и закрепиться в восточном Средиземноморье, но и показала своим заклятым «партнерам» свою истинную военную мощь, а также как надо эффективно и экономно вести современную войну.
Автор: Георгий Низовой