Об алтарных преградах

Jan 20, 2015 18:50

Почему же традиция возвращения к одноярусным иконостам в данное время может быть востребована?

Для начала стоит обратиться вообще к истории появления разделения пространства храма.

Изначально не существовало никакой преграды, престол находился по центру храма, вокруг него объединялись верующие, но постепенно возникла потребность появления преграды между священнослужителями и людьми, таковой в IV веке стала завеса, явно отсылающая нас к ветхому завету, потом металлические решетки заграждений, далее стали появляться ряды колонн с архитравами (прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами) внизу колонны объединялись плитами или металлическими решетками. Но алтарные преграды оставались весьма низкими, а сквозь колонны было видно все происходящее в алтаре. В определенные моменты богослужения алтарь закрывала завеса, которая могла крепиться как к внутренней стороне алтарной преграды, так и к столбам кивория. Сформировалась и символическая составляющая такого разделения - разделение божественного и земного, видимого и невидимого. На перегородку иконы начали ставить далеко не сразу. Эта традиция стала развиваться только после окончания эпохи иконоборчества. Первые иконы помещались на поперечную балку, или на самом архитраве вырезались изображения виноградных лоз, павлинов и других символических образов, над вратами помещался резной или скульптурный крест. Изображение креста постепенно сменяется иконой Христа, а она в свою очередь расширяется до деисуса. Сквозные же проемы между колоннами преграды не занимались иконами вплоть до XIV века, когда с алтарных столпов в них переместились иконы Христа и Богоматери.

Традиция высоких иконостасов стала развиваться на Руси прежде всего благодаря тому, что большинство храмов было деревянными, в отличиии от византийских традиций, это подразумевало отсутствие росписей на стенах церкви, что влекло за собой увеличение количества икон в иконостасе. Еще мне попался вариант, что полностью отгородить алтарь необходимо было  ради поддержания в нем плюсовой температуры в российских климатическийх реалиях.

Практика возвращения к преградам или же одноярусным иконостасам, имеющим сквозной обзор на алтарную часть, полезна прежде всего по причине того, что сейчас в те моменты службы, когда царские врата закрываются и завеса задергивается, тогда храмовое пространство разделяется полностью, люди же чувствуя это разделение ощущают себя отгороженными от происходящего в алтаре и имеющими право что-то обсудить, расслабиться, начать активно двигаться по храму.

Низкие иконостасы, с большим количеством просветов позволяют сделать пространство храма вновь единым, объединив всех людей - прихожан и священнослужителей, вернуть столь необходимое единение, чтобы мы могли истинно «едиными усты и единым сердцем славити и воспевати Пречестное и Великолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков».








Базилика Богородицы в Эфесе. 5 век.


Крипта мученика Винсента. 7 век. Испания




Церковь святой Кристины де Лена. 9 век. Испания.


 Церковь Святых Апостолов Солакиса 10 век. Афины.


Церковь Святого Луки (кафоликон). Монастырь Осиос Лукас. 10 век. Греция.


Церковь Богородицы. Монастырь Осиос Лукас. 10 век. Греция.




Базилика Санта-Мария-ин-Космедин. 6 век. обновлена в 12 веке. Рим.


Монастырь Высокие Дечаны. Храм Вознесения Христова. 14 век. Косово. Сербия.


Храм Преображения Господня. д. Гверстонь нач. 2000 гг. архимандрит Зинон.


храм прп. Сергия Радонежского на месте гибели о. Александра Меня. Поселок Семхоз. 2003-2005 гг. архимандрит Зинон.


Феодоровский собор. Санкт-Петербург.2013 г. архимандрит Зинон.


Церковь сщмч. Евстафия, с. Каменское, 2009 г.  (Товарищество реставраторов «Мастерские Андрея Анисимова»)


Внутреннее убранство храма скита Новодевичьего монастыря. Главный храм. 2009. Эскизный проект. (Товарищество реставраторов «Мастерские Андрея Анисимова»)


Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Усово. 2009-2010 гг. (Товарищество реставраторов «Мастерские Андрея Анисимова»)



Белокаменный иконостас в храме Бориса и Глеба с. ивашково. Эскисный проект 2014 г. (Товарищество реставраторов «Мастерские Андрея Анисимова»)



Церковь Святого великомученика Георгия Победоносца в Нижнем Новгороде. 2014 г. (Товарищество реставраторов «Мастерские Андрея Анисимова»)




Церковь Сретения Господня в Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи. 2014 г. (Товарищество реставраторов «Мастерские Андрея Анисимова»)


Собор Александра Невского. Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь. Екатеринбург 2013 г.


Храм Святителя Николая Чудотворца при Горном университете. Екатеринбург 2011 г.

Свято-Константиновский крестильный храм. Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь. с. Меркушино 2006 г.


Свято-Косьминская мужская пустынь 2003 г.

Как видно по современным вариантам алтарных преград, довольно острой остается проблема художественной реализации, сочетания иконостаса с общехрамовым пространством, сочетания иконостаса непосредственно с образами, находящимися в нем. Эта проблема весьма ярко выражена у представленных выше - Товариществе реставраторов, реализация архимандрита Зинона с этой точки зрения, явно выигрывает в сравнении. Путем воссоздания одноярусных иконостасов в соответсвии с византийскими традициями идет Ново-Тихвинский женский монастырь, но эти иконостасы все же более закрыты, не имеют такой "прозрачности", зато более гармоничны с образами, разве что иконостас Свято-Константиновского крестильного храма, можно упрекнуть за излишнее доминирование золота.

архитектура, истоки, православие, Вера

Previous post Next post
Up