Учиться музыке за и против

Sep 06, 2014 10:37



Нашла в сети статью 10 причин отдать ребенка в музыкальную школу
Стать перепечатана миллионы раз без указания авторства, но вроде автор - музкальный психолог Куринарская.


1. Играть - это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать - это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки? Внимание, родители невест!

2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.

Внимание, строгие родители! Музыка - это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.

Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.

4. Музыка и язык - близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший - музыка; потом младший - словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.

Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.

Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.

Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.

5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.

Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обош ли своих сверстников по уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты.

Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное - понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера - обезоруживающая улыбка «хорошего парня».

7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline - срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.

Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве - это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел - помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.

Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.

Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

10. И, наконец, музыка - наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пункты 1-9.

Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости:

- Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;

- Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье,

- Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.

Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.

(об авторе
Кирнарская Д.К.
российский музыковед, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, музыкальный психолог, профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук; основатель и научный руководитель продюсерского факультета РАМ им. Гнесиных (Россия), президент АНО «Таланты-XXI век». Живет в Москве, является одним из ведущих специалистов в области теории и практики тестирования музыкальных и других способностей, автор бестселлеров «Классическая музыка для всех». М., 1997 и «Музыкальные способности», М., 2004. Книга Д.К.Кирнарской «The Natural Musician: on Abilities, Giftedness and Talent» («Истинный музыкант: о способностях, одаренности и таланте») вышла в издательстве Oxford University Press в 2009 году. Руководитель многочисленных семинаров и тренингов для учителей музыки в области психологии музыкального образования. Член Союза композиторов, Союза журналистов, член президиума Российской общенациональной секции ИСМЕ (с 2009).

и еще одна статья о том "Почему заниматься музыкой полезно"

Оказывается, музыкальные занятия в раннем возрасте могут изменить структуру мозга. О том, какими ещё качествами обладает музыка, рассказала adesigna.
В журнале New Scientist обнаружила статью Mental floss, про разные способы развития мозга, даже если вы уже не ребенок.
Первым обсуждается влияние на мозг занятий музыкой. Не зря эта т
ема меня так интересует, потому что оказывается, что присутствие музыкальных занятий - это какая-то прививка кучи способностей сразу.
Вот что там пишут.

Музыкальные занятия, особенно в детском возрасте, могут значительно изменить структура мозга. Увеличивается количество серого вещества, которое передает информацию внутри мозга, в зонах, которые отвечают за моторику, слух, визуально-пространственную информацию. Если ребенок начал заниматься до 7 лет, то у него может сформироваться более толстый corpus callosum - пучок нервных волокон, которые передают информацию между полушариями.
Люди. получившие музыкальное образование, проходят тесты на слуховую память и на слуховое внимание лучше (они, например, лучше помнят списки слов, произнесенных вслух - Это я даже по себе вижу. Мне легче запомнить не прочитанное, а услышанное. Например фразу из фильма-аудиокниги я запоминаю не по словам, а по интонационному движению. А я - тот ещё музыкант). У детей с музыкальным образованием больший словарный запас, лучше способности к чтению.
Проводились исследования профессиональных пианистов - их результаты по пространственной точности (spatial acuity) (способности различать две близко расположенные точки) - были лучше чем у немузыкантов. И что очень важно, их результаты быстро улучшались, по мере практики. Ученые, проводившие эксперимент, считают, что это доказательства большей пластичности мозга профессиональных музыкантов. А это значит, что навык игры на музыкальном инструменте может облегчить освоение других навыков.
Это может давать и сравнительную легкость изучения языков. Например, музыканты лучше распознают тоновые изменения, какие встречаются, например, в китайском языке, где такие изменения влияют на смысл слова.
Более того, занятия музыкой увеличивает эмпатические способности человека, поскольку они оттачивают способность распознавать эмоциональную нюансировку речи.

Вот интересно, есть ли какие-нибудь "против" того, чтобы учиться музыке?

я знаю только два:
1. сколиоз и проблемы со спиной у скрипачей
2. у некоторых детей возникает жуткая нелюбовь к музыке. То есть математика то может развивается, а классическу музыку человек терпеть не может. (ну это, если его заставляют, конечно, ходить на музыку)

а еще?

education, музыка

Previous post Next post
Up