На небе это было или на земле?.. Как и рассказать об этом?

Jul 28, 2020 10:57


«Не знали - на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах!».



С таким радостным благовестием вернулись в Киев «добрые и смысленные мужи» ко князю Владимиру, поведав ему о красоте византийского богослужения и о том впечатлении, которое произвел на них Софийский собор в Константинополе.

Из Летописи и жития святого равноапостольного князя Владимира мы хорошо знаем о крещении святого Князя.



Но и не сразу Владимир пришел к своей вере. Летопись рассказывает о том, что вначале князь принял послов от волжских болгар (мусульман), латинян и хазарских евреев, предлагавших ему принять их закон. Затем в Киев прибыл и греческий философ, убеждавший князя Владимира в преимуществах православного вероучения. Вот тогда Владимир и избрал «добрых и смысленных мужей» и отправил их в разные страны, чтобы те на деле сравнили, как поклоняются Богу разные народы.

Итак, услышав от подданных такой восторженный отзыв о православном богослужении и посоветовавшись с боярами и «старцами градскими», Владимир соглашается с тем, что византийская вера лучше всех остальных...



Так крестилась Святая Русь!

•••
Великий князь Святой Руси равноапостольный Владимир, согласно древнерусским источникам, умер 15 июля 1015 года в селе Берестово близ Киева, где находился загородный дворец. 15 июля по-старому стилю, 28-го по-новому, Русской Православной Церковью отмечается день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира. С 2010 года в России 28 июля также отмечается государственная памятная дата - День Крещения Руси.

Память князя Владимира на Симбирской-Ульяновской земле

Почитание крестителя Руси в Симбирской губернии было ознаменовано освящением ряда храмов. Необходимо сказать, что до празднования 900-летия крещения Руси, в Симбирской губернии довольно редко и лишь в храмовых приделах престолы освящались во имя святого князя Владимира. Приближающееся юбилейное празднество (1888 г.) обратило внимание общества на личность князя. В его честь стали создаваться храмы. Приурочено к 900-летию крещения Руси было освящение храма в честь равноапостольного князя Владимира Симбирского кадетского корпуса в 1887 г. Небольшой деревянный храм находился в летнем лагере корпуса в семи верстах от Симбирска у деревни Поливный Враг (посёлок Поливно в черте Ульяновска).

Кадетский храм равноапостольного Владимира не сохранился. Месторасположение разрушенного или разобранного в советское время храма ныне на территории заброшенной воинской части, созданной на основе лагеря симбирских кадет, в посёлке Поливно, где, кстати, и сегодня можно увидеть один из бараков лагеря кадетского корпуса.

В 1900-1901 гг. была построена церковь равноапостольного князя Владимира при Карамзинской колонии душевнобольных. Освящение церкви в честь святого князя, вероятно, связано с именем сенатора Владимира Николаевича Карамзина, отцом которого был наш земляк, историограф Н.М. Карамзин. Известно, что на завещанное пожертвование В.Н. Карамзина, в память об отце и жене, создавалась лечебница.

Особенность церкви в том, что алтарём она обращена на юго-восток, на так называемый «зимний восток». Как удалось узнать в посёлке имени Карамзина областного центра, на основе устных свидетельств, в храме в советское время был клуб при больнице. Клуб просуществовал до 1984 г. и был закрыт из-за угрозы оползня. Стоит отметить, что здание церкви находится на возвышении, у крутого склона к Волге. К церкви примыкает кладбище. За кладбищем действительно склоны крутого берега обрушились.

Храм в настоящее время находится в руинированном виде, внутри всё заросло и замусорено; ещё в советское время здание пострадало: пожар, перестройка под клуб. Печально, что храм, как часть комплекса исторических сооружений, созданных более ста лет назад в память о представителях семьи Карамзиных, находится в столь запущенном состоянии, особенно в связи с приближающимся 250-летием Н.М. Карамзина.

В Симбирске с 1902 по 1918 гг. существовал храм во имя равноапостольного князя Владимира на втором этаже ремесленного училища графа В.В. Орлова-Давыдова на набережной Свияги (сегодня Автомеханический техникум УлГУ). Освящение храма в честь великого князя, скорее всего, было связано с именами жертвователей ремесленного училища, коими являлись бывший симбирский губернатор граф Владимир Владимирович Орлов-Давыдов и его отец - петербургский губернский предводитель дворянства граф Владимир Петрович Орлов-Давыдов.

Училищные храмы в Симбирске были ликвидированы советской властью в 1918 г. 28 марта 1920 г. был заключен договор между жителями деревни Вожжи (Возжи) Сюндюковской волости Симбирского уезда (впоследствии деревня в составе Татарской АССР) и Симбирским городским советом рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов о передаче жителям деревни в бессрочное и бесплатное пользование богослужебных предметов церкви бывшего ремесленного училища графа В.В. Орлова-Давыдова. На месте училищного храма равноапостольного князя Владимира сегодня актовый зал Автомеханического техникума УлГУ.

После эпохи коммунистических гонений на веру, именно с общественным почитанием святого князя Владимира и масштабным празднованием 1000-летия крещения Руси в 1988 г. связывают возрождение духовной жизни, иногда называемое «вторым крещением Руси». Своему восстановлению в 1989 г. Ульяновская и Мелекесская епархия обязана историческому юбилею и произошедшей перемене в религиозной политике Советского Союза.

В Ульяновске на момент приезда епископа Прокла действовали две церкви: Воскресенская на старом кладбище и Неопалимовская на Куликовке. Обе церкви находились в правобережной части города, в левобережной с 1930-х гг. церквей не существовало. Первым храмом, построенным в городе с момента возрождения епархии, стал Князь-Владимирский, в честь крестителя Руси и тысячелетнего юбилея принятия христианства, на улице Волжской на Верхней Террасе в левобережье Ульяновска, где храм стал действовать впервые за более чем 50 лет.



Храм во имя святого равноапостольного князя Владимира на улице Волжской. Верхняя Терраса.

Создание церкви началось в сентябре 1990 г., когда был заложен храмовый комплекс имени равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира, святого праведного Иоанна Кронштадтского, на месте пустыря. Княгиня Ольга - первая правительница Руси, принявшая христианство, бабушка князя Владимира. Имя Иоанна Кронштадтского в храмовом комплексе связано с его канонизацией Русской Православной Церковью 8 июня 1990 г. Князь-Владимирский храм был построен за восемь месяцев, в 1991 г. там стали проводиться службы. Храм святого князя Владимира оказался единственным основанным и построенным православным храмом в Ульяновске в советскую эпоху, правда, уже на излёте советской истории.

Подчёркивал значимость церкви и владыка Прокл, отметивший в 2002 г.: «Одним из первых был построен Владимирский храм на Верхней Террасе. Его настоятель, отец Владимир Алексеев, проделал очень большую работу. Сейчас при храме действуют иконописная, швейная мастерские». Роль храма равноапостольного князя Владимира для православия в городе очень высока. В 1990-х гг. для жителей Заволжского района Ульяновска, многие из которых в советское время приехали с разных регионов страны, например, жители Нового города, и связаны с гигантом самолётостроения «Авиастаром», производственными объединениями «Марс», «Комета», патронным заводом, Князь-Владимирский храм был первым местом, где они узнали о Боге, крестились, присутствовали на церковной службе.

Символично расположение храма. По расспросам местных жителей, улица Волжская названа в память переселения людей с затопленных территорий вблизи Волги во время создания Куйбышевского водохранилища в 1950-е гг. Не только Волжская, но и все прилегающие к ней улицы восточной части Верхней Террасы с одноэтажными деревянными домами (кирпичные стали появляться с 1990-х гг., в настоящее время есть уже и двухэтажные) по свидетельствам старожилов заселялись переселенцами с затопленных заволжских слобод Часовня, Канава, Королёвка, деревень Петровка, Алексеевка. Все опрошенные назвали дату начала заселения - 1953 г. Дата «1953 г» отображена и на водонапорной башне на улице Жуковского, за которой открывается вид на этот частный сектор.

Здесь стоит вспомнить, что именно в Канаве и Часовне левобережной части города существовали церкви до их закрытия в 1930-е гг. и разрушения. С созданием церкви на Волжской, на месте переселения людей, восстановилась связь дореволюционной и современной православной жизни левобережья Симбирска-Ульяновска.

19 июня 2014 г. Симбирское епархиальное собрание, впервые тогда под руководством митрополита Симбирского и Новоспасского Феофана, приняло решение о преобразовании в будущем Князь-Владимирского прихода в мужской монастырь. Преобразование в монастырь поручено настоятелю прихода игумену Игнатию (Григорьеву). В 2015 г. трудятся уже четыре послушника.

В заключение хотелось бы обратить внимание на закономерность, связанную с памятью великого князя Владимира в современной истории Ульяновска и Симбирской епархии: владыки Прокл и Феофан, вступив на Симбирскую кафедру, начинали с прославления равноапостольного князя. Прокл, будучи ещё епископом Тихвинским, викарием Ленинградской митрополии, принимал участие в торжествах 1000-летия крещения Руси в Ульяновске, а возглавив Ульяновскую епархию, заложил первый за многие десятилетия храм в областном центре - Князь-Владимирский. Митрополит Феофан в начале своего краткого архипастырства на Симбирской-Ульяновской земле впервые провёл в водах Свияги массовое крещение 28 июля 2014 г. в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира.

Антон Долматов.

О Симбирске: источник.

С праздником, православные!!!
_______

Святая Русь, храм, святые, праздник

Previous post Next post
Up