• Продолжение •
А В ДУШЕ - СВЕТ...
Р.Б.Валентина К, с.Ундоры:
В 1996 году Успенским постом схиигумен Иероним приехал в Ундоры в дом, где жила монахиня Таисия. Р.Б.Любовь Я. и р.Б.Анна Ш. позвали меня, радостные:
- Идем скорее, батюшка Иероним приехал!
Батюшку в Ундорах верующие уже знали. Мы пришли, б.Иероним повел нас в часовню на исповедь. Церковь еще строилась. Тогда он мне дал первое наставление:
- Когда встаем на молитву, надо обязательно сделать три земных поклона: «Во имя Отца, аминь» - поклон, «и Сына, аминь» - поклон, «и Святаго Духа, аминь» - поклон. Так нужно начинать молиться…
+ + +
Другой раз, когда я хоронила мужа, мы идем с процессией на кладбище мимо церкви, а из храма как раз б.Иероним выходит. Он, оказывается, приехал в Ундоры и зашел в строящийся храм. Увидели и все бросились к нему под благословение. Такая радость - горе перехлестнула!.. Думаю, не просто было. Надеюсь, муж и в последний путь получил тоже благословение.
+ + +
После смерти мужа - что на меня нашло - стала часто браниться. Через каждое слово - мат. Однажды мужчина мне даже замечание сделал. Тут я как очнулась, мне так стыдно стало. А вскоре б.Иероним снова приехал. Принимал в молельном доме нас, церковь еще строилась. Сидит на стульчике. Я - к нему, на колени рядом - бух:
- Батюшка! Страх, как ругалась!
А он в ответ:
- Благодари теперь Бога, что Он тебя в этот момент не забрал…
Из-под епитрахили встала - а в душе уже свет!
РОМАШКОЙ ПОИТЕ - И ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!
Р.Б. Анастасия Ф., с. Ундоры:
- Мой внук Евгений был очень сильно болен. Мы тогда проходили лечение в г. Казани и нам предстояло 10 операций на печени. Ребенку десять операций выдержать. Как тяжело нам было… Я к батюшке подошла, выплакала свою боль о внуке. Он посмотрел с такой любовью:
- Ромашкой поите - и все будет хорошо!
Так сказал, что я получила надежду. Я не сомневалась, что все будет хорошо. Я понимала, конечно, что за этим будет стоять его святая молитва, его молитвенный труд. Но мы, по благословению, поили внука ромашкой, я и другие травы тоже собирала. И вот провели одну операцию, которая уже была назначена, и внука выписали из больницы совершенно здоровым! Сейчас у него уже своя семья и все хорошо. Сама я у батюшки исповедалась - мы по-мордовски разговаривали. Так очистилась после его исповеди, до сих пор это ощущение вспоминаю.
ТЕРПЕНИЯ, ТЕРПЕНИЯ, ТЕРПЕНИЯ
Р. Б. Лидия, Ундоры:
Не имея возможности часто видеть Батюшку или навещать его, как мы могли рассчитывать получить от него ответ или благословение в той или иной ситуации. Молитвенно, на расстоянии, обращались к нему. Просто по расположению души невольно прибегали к этому способу. И как бывало: ответ иногда получали через других людей или нечаянно в духовных книгах. Даже через сны. Знаем, что сновидения могут быть ловушкой лукавого. Поэтому приучились во сне ограждать себя крестным знамением или читать Иисусову молитву, брать благословение - важно присутствие креста. И как бывало, часто во сне Батюшка благословлял, иногда и журил строго. Давал ответ, разрешал сомнения. Но - во всяком случае нужно относиться ко сну с рассуждением или не принимать совсем.
В те же годы, что и батюшка Иероним, в село Ундоры приезжал еще один человек высокой духовной жизни - иеромонах (теперь схимник) Александр (Мартынов) из Москвы с матушкой-монахиней Лидией. Они останавливались в Михайло-Архангельском женском монастыре. Батюшка Александр служил в нашем Воскресенском храме, а до его строительства - в молельном доме на ул.Старостина. Он по благословению своего духовного отца - старца Василия - исповедовал людей, мог принимать до 120 человек в день (так происходило в Москве) ежедневно. А как исповедовал? «Вытаскивал» из кающегося на свет Божий глубинные забытые грехи. Часто сам называл, так как видел. Мы всегда были рады его приезду и тоже его любили. Он сам говорил:
- Батюшка Иероним у вас профессор, а я у вас - терапевт.
О. Александр батюшку Иеронима тоже принимал сердцем, и мы это чувствовали. Поэтому исповеди очистительные в те большие промежутки времени между приездами б.Иеронима были глотком свежего воздуха.
Однажды закралось в душу сомнение: назавтра собрались ехать к отцу Александру на исповедь в Комаровку, а как же батюшка Иероним? Ведь он духовный отец, а я буду открываться б.Александру? И такая теснота душевная наступила. Снится б.Иероним. Благословил и стал исповедовать. Запечатлелось: будто по 120 вопросам исповедовал, а запомнились два последние, касающиеся семьи - о терпении.
Утром чувствовалось такое облегчение на душе, но поехала со всеми вместе:
- Я просто посоветуюсь по некоторым вопросам!
В Михайло-Архангельском храме о.Александр исповедовал всех по очереди. А у меня не получалось подойти к нему: то кто-то задержит, то кто-то отвлечет - и идут другие. Потом подошла схимонахиня Мариам (+), которую я очень хорошо знала, и мы долго разговаривали. Когда батюшка освобождался, я порывалась встать, но м.Мариам как бы задерживала чем-нибудь. Батюшка уже принимал последнего человека, я встала. Он видел, что я направилась к нему, но снял поручи и пошел навстречу, к выходу. Я подошла к нему, а он говорит:
- Ты ведь хотела только посоветоваться?
Он все знал! Мне стало неловко, но я задала свои вопросы и получила спасительный совет. Потом батюшка несколько раз перекрестил меня и произнес пять раз подряд:
- Терпения, терпения… тебе, - и положил руку на голову, затем сжал ее обеими руками и прижал к своей груди.
Вскоре эти слова мне так пригодились, и благословение о.Александра укрепило. А та исповедь у б.Иеронима во сне - я ощущала - дала мощные душевные силы перенести скорби, потому что батюшку Иеронима я больше уже не увидела…
МЕСТО ЕЙ ПОД СТОЛОМ
Это было в 1999 году на встрече с б.Иеронимом в Ундорах, в доме, где он останавливался. Заходим, б.Иероним перекрестился, поклонился святым образам и стал внимательно осматривать избу. В старом этом доме шифоньер служил перегородкой, на нем с тыльной стороны были прикреплены иконы, рядом - диван и трапезный стол. Батюшка резко подошел, достал с шифоньера что-то и бросил под стол со словами:
- Там ей место!
Я посмотрела: фарфоровая маленькая фигурка кошки, подарочная. Ее и не видно было в листьях горшечной фиалки, которая стояла на шифоньере. Только после этого б.Иероним еще раз перекрестился на иконы и опустился на диван.
Удивительно! Получается, духом почувствовал «не тот дух»? Она ведь над иконами была, как бы в святом углу стояла. С виду, вроде, безобидная вещь…
+ + +
Игумения С. из Мордовии, духовное чадо б.Иеронима, навестила как-то м.Таисию и поделилась в разговоре, что у нее есть удивительная вещественная память о б.Иерониме: его шерстяные носочки, немного стоптанные, лежат в пакетике и столько уже времени благоухают, как ладан!
Мы вспомнили свое огорчение: как-то батюшка исповедовал ундоровских духовных чад в доме м.Таисии, церковь еще строилась. А когда закончил исповедовать, снял поручи с епитрахилью, оставил их на столе и вышел на улицу попрощаться со всеми - машина уже ждала. Одна из нас заметила поручи на столе: забыл! - подхватила их и побежала к машине:
- Батюшка, ты забыл.
Он посмотрел как-то… В его невыразимо глубоких глазах всегда вмещалось так много, что терялись, боялись опять не понять. Качнул головой и взял. Что-то было не так. Уехал - и поняла она: а кто всегда мысленно просил:
- Батюшка, оставь нам что-нибудь твое - на память?..
Душа буквально рухнула…
+ + +
Когда батюшка с нами прощался, на улице уже, где ждала его машина, он часто кропил нас святой водичкой. Был весь такой лучистый. Соседи проходили мимо и невольно останавливались, как завороженные, глядя на Батюшку.
- А нас можно так же? - спрашивали они.
- Конечно, - говорили мы и подталкивали их поближе к старцу. Прохожие долго не отходили, во все глаза смотрели на него. Это было так радостно, как б.Иеронима воспринимали люди, не знавшие его.
+ + +
Среди духовных чад батюшки Иеронима был р.Б.Владимир. Он делал иконы. То есть, брал плакат с изображением святого, сколачивал небольшой деревянный киот, а по бокам обрамлял этот образ полями из жесткой фольги с объемным рисунком. Его иконы есть в Жадовском мужском монастыре («Спас Нерукотворный»), в Комаровском женском монастыре («Святитель Николай»), в часовне м.Таисии.
Когда батюшка приехал к нам в первый раз, он сразу подошел к Владимиру, благословил его и поцеловал в лоб.
У р.Б.Владимира было пристрастие - он много курил. Батюшка говорит:
- Владимир, давай я помогу тебе бросить курить. Не кури. Сигареты все заколдованные. Трудно, невозможно курящему спасаться. Никотин действует на мозг одурманивающе.
- Нет, батюшка, я не хочу бросать курить…
- Тогда выращивай свой табак.
Владимир так и не послушался Батюшку, хотя очень хорошо к нему относился. Потом появились другие пристрастия, которые вместе со всеми старыми погрузили Владимира в пучину зла. А оттуда он выбраться уже не смог. А Батюшка тогда говорил нам:
- А я хотел ему помочь…
Недавно р.Б.Владимир отошел ко Господу. А накануне он предупредил: "Батюшка Иероним сказал мне во сне, что я завтра во столько-то умру". Так оно и вышло, Владимир упокоился в указанный час, а пальцы его правой руки были сложены так, как при крестном знамении. Верим, что батюшка встретил его на пороге вечности...
(Продолжение следует)