Старец Максим Пятинский (Инзенский)
"...БЫВАЛО, ИДЕТ ЗИМОЙ ПО СНЕГУ В ЗИПУНЕ, БОСИКОМ И БЕЗ ШАПКИ - И НИЧЕГО НЕ ОТМОРАЖИВАЛ..."
Владислав и Станислав МАНЮТИНЫ
+ + +
О чудном блаженном старце Максиме Пятинском из села Тияпино Инзенского района сегодня знают уже очень многие. Он подвизался в пещере, вырезанной в глинисто-меловых инзенских холмах. А известен был не только в нашей области, но и далеко за ее пределами. По сохранившимся о нем воспоминаниям, старец Максим отличался своей строгой подвижнической жизнью, а после праведной кончины - многочисленными чудотворениями. Люди берут земличку с его могилы для заживления ран.
На основе бесед со свидетелями тех времен, а также - хранителями памяти о чудном тияпинском и пятинском блаженном, мы попытались составить (неполное пока) жизнеописание.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь!
Старец Максим Пятинский (в миру Максим Яковлевич Кузнецов (Митрясов)) родился в селе Тияпино, Карсунского уезда, Симбирской губернии.
С помощью Божией, в архивах области удалось найти метрическую книгу храма с. Пятино. А в ней запись о том, что в соседнем с.Тияпино 6 августа (19 авг. по н.ст.) 1859 года у крестьян Якова Васильевича и Марии Варфоломеевны Кузнецовых родился сын, который 15 августа (28 авг.н.ст) был крещен с именем Максим. Восприемниками (т.е. крестными) мальчика стали крестьянин деревни Тияпино Яков Родионович Кузнецов и девица Евдокия Яковлевна Савина из села Пятино. А имя ему нарек и крещение совершал иерей Александр Эпиктетов, которому сослужили диакон Николай Головцев, дьячок Логин Богоявленский и пономарь Иван Тихов. [1]
В праздник Преображения Господня родился блаженный наш Максимушка! И он, поистине, преобразил себя подвигом следования за Христом. Родители его Яков и Мария Кузнецовы были искренне верующими богобоязненными людьми, потому и сына смогли воспитать в крепкой живой православной вере. И крестили его в светлый праздник Успения Пресвятой Богородицы.
[Святыми его покровителями могли быть прп. Максим Исповедник Афонский или блж. Максим Московский, их память совершается 13 августа по ст.ст., это ближайшая дата к дню рождения старца Максима].
Уточним сразу, что недоразумений в двойной фамилии старца Максима нет. Как объяснили о.Адриану пожилые его прихожанки, жительницы этих мест, так звали Максимушку "по-улишному". Довольно часто распространенное явление в русских селах. Если было полсела Кузнецовых или Ивановых, то для ясности ещё прикреплялось отличительное уличное прозвище - по роду занятий, по внешности, по какому-то предку и т.д. Например, был каким-нибудь прадедом Митрофан (это слово греческое, означает "слава матери", а сокр. Митряс), вот вам и "Кузнецовы, Митрясовы потомки". Как версия.
Еще, по имеющейся информации, у него был родной брат.
Максим не был женат и какое-то время подвизался на берегу реки Суры в одиночестве. В молодости Максим мог быть насельником монастыря на Афоне, в Греции. (некоторые утверждают это и величают его монахом). По прибытии с Афона в родные места, некоторое время жил в вырытой в лесу в холмах пещере, неподалёку от с.Тияпино. Многие подвижники-пустынники, мы хорошо знаем, спасались в пещерах, которые находились в лесах и в горах. Был ли старец монахом, доподлинно не известно, ибо сам он об этом ничего не рассказывал.
Имеются лишь свидетельства того, что старец носил тяжёлые вериги на теле под рубахой и на ступнях ног вместо лаптей тоже были цепи.
Старец ходил к знакомым в с.Малое Шуватово, что в пяти километрах от с.Тияпино, в баню, так вот даже в бане он не снимал своих вериг. Но именно монахи так изнуряли свое тело ради стяжания Духа Святаго. К сожалению, никаких даже следов личных вещей старца не осталось.
В начале 20 века благодетели в с.Тияпино поставили старцу привезённую из Мордовии небольшую избёнку, около которой он посадил небольшой фруктовый сад. Дом старца после его смерти разобрали и перевезли на ток, где из него сделали сторожку.
Что касается точной даты праведной кончины блаженного старца Максима, здесь все оказалось намного сложнее. Этот вопрос на сегодня (осень 2019 года) пока остается открытым. После революции церковные метрические книги были упразднены, а в архивах ЗАГС точных сведений пока отыскать не удалось. Ранее рассматривалась дата: середина 20-х годов XX века. При сборе свидетельств выяснилось, что в 1929 году он исцелил девочку. Вероятно, та дата касается с.Тияпино, т.к. по некоторым воспоминаниям о нем, в с.Пятино Максимушка пришёл позднее. Примем пока обе верссии.
Сведений о старце Максиме совсем немного. Все отмечают, что он обладал добродетелью нестяжания: своего ничего не имел. Одни его называли блаженным, другие - святым, третьи - ясновидящим. Был он добрейшим человеком, и все любили его. Старец лечил людей. Ему приписывают дар исцеления не только телесных, но и духовных недугов: из разных мест приходили и приезжали к нему за помощью. Так и по сей день.
Местные жители называют своего старца Максима праведником.
ВОСПОМИНАНИЯ О бл.МАКСИМЕ ПЯТИНСКОМ. ЧУДЕСНЫЕ ИСТОРИИ. ПРОРОЧЕСТВА
Многие свидетельства дошли до нас "из уст в уста", передаваемые от родителей к детям, так как очевидцев тех лет, даже если они были детьми тогда, осталось очень мало, а в 2010-12 годах, во время работы нашей экспедиции, им уже было некоторым к 90.
Просим простить нас, если что-то в нашем повествовании о старце Максиме невольно будет повторяться. В некоторых случаях мы попытались сохранить самобытность речи наших собеседников, простоту и народную яркость слога, чтобы передать неповторимый колорит инзенского края. Иногда имена не приводятся, а только рассказы. Некоторые из них записаны на видеоплёнку. Односельчане вспоминают:
«Обликом старец Максим был «очень тоненький, сухенький». Бывало, идет зимой по снегу в зипуне, босиком и без шапки - и ничего не отмораживал.
Старики слышали, что он подушку под голову никогда не клал. Голову клал на поленья, а ноги - на подушку. При этом говорил: «Голова - дура, нечего ее любить, а ноги устают»...
"Отец Максим (так простодушно называл старца народ) был бессребреником. Очень был простой. Что дадут ему, он обратно раздаёт. Что у него есть, придет кто, он накормит. Подадут ему сахарку, так если придет кто, например, с дороги, он чайник поставит, напоит и этим сахарком-то и угостит. Скажет: "Завтра будет еще. Будет день, будет и пища. Беречь не надо, а то испортится".
«К нему приходили: «Благослови, отец Максим, я в армию!» Он благословит - вернется человек целый, невредимый. Соберутся ягнят везти продавать, к нему заедут: «Отец Максим, благослови, как Господь велит». - «Ну, поезжайте, продадите». И сразу, говорят, народ к ягнятам подходит».
«Мой свекор его хорошо знал. С женой свекор дружно жили, а детей двенадцать годков не было. Пошел к Максимушке, а тот ему в ответ: «Будут, будут дети!» И вот двоих родили они».
Сам он тоже к кому заходил. Он умел видеть духовную суть человека, особо выделял бедных, но благочестивых. Показывая им свое внимание, уважение. Бывало, придет к таким в дом и спросит:
- Анна, блины печешь?
- Ой, отец Максим, блины пеку.
- Вот будем есть.
А потом дня через три ещё зайдет:
- Анна, кисель варишь?
- Кисель, отец Максим.
- Вот будем есть.
Вроде бы мелочь, вроде - ни о чем, а у человека на душе оставалась теплота и надежда. Узнаваемое душевное устроение блаженствующих людей Божиих.
(Продолжение следует)
P.S. Simbpr.: [Составлено на приходе Свято-Никольского храма с.Оськино и храма-часовни во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г.Инзы, настоятель - архим.Адриан (Шитов)]
При использовании материала ссылка на составителей обязательна.
Для писем читателей: lesta73@bk.ru
______
[1] Работа с архивами краеведа Ольги Новосад.