Simbpravoslavie
(Продолжение)
Обвинения в адрес батюшек были совершенно абсурдными.
О. ДМИТРИЙ АХМАТОВ
С 1917 по 1930 год в Воскресенско-Германовском соборе служил протоиерей Димитрий Ахматов, родом из с. Протопопово Буинского района Симбирской губернии, 1883 года рождения (28 сентября), русский, из духовенства. Димитрий Павлович Ахматов имел высшее образование - окончил духовную академию, был кандидатом богословия. Имели с женою 2 детей. 1 августа 1908 года Димитрий Ахматов был рукоположен во священники ко храму с. Сюксюм нынешнего Инзенского района.
С 1914 по 1917 год батюшка служил инспектором и преподавателем закона Божия в епархиальном женском училище, а после его закрытия в 1917 году был направлен на Воскресенско-Германовский приход, где служил с будущим Ульяновским епископом Иоакимом (Благовидовым), в то время протоиереем. В 1926 году протоиерея Димитрия Ахматова избрали благочинным храмов г. Ульяновска, но он сам отказался от этой должности "в виду болезненного состояния - хроническая малярия".
В 1930 году о. Дмитрий привлекался к ответственности за антисоветскую агитацию, но за неподтверждением приписываемых ему преступлений из-под стражи был освобожден. Вновь был арестован органами ОГПУ в 1932 году за контрреволюционную деятельность, приговорен к ссылке и по истечении двух лет освобождён. Ссылку батюшка отбывал в г. Минусинске Красноярского края. После освобождения из ссылки проживал в Ульяновске по адресу 2-й переулок Водников, д. 4, кв. 2. Священническое служение при каком-либо храме уже было невозможным, подрабатывал тем, что пилил для горожан дрова.
Видимо, и в таком качестве он представлял угрозу для строителей "рая на земле" - 8 декабря 1937 года о. Димитрий Ахматов снова был арестован Ульяновским ГО НКВД, а Куйбышевская чекистская "тройка" приговорила батюшку к расстрелу. Протоиерея Димитрия Ахматова расстреляли 17 февраля 1938 года...
О. ДМИТРИЙ КУЗНЕЦОВ
В 1920 году был рукоположен во священника и назначен на Воскресенско-Германовский приход иерей Дмитрий Кузнецов. Вот короткая биографическая справка о нём: Дмитрий Иванович Кузнецов родился 20 ноября 1881 года в с. Ляховка Симбирского уезда. Русский, из крестьян. Окончил курс обучения в Карлинской второклассной школе, выдержал экзамен на звание учителя церковно-приходских школ в 1901 году и был назначен в с. Максимовка, в церковно-приходскую школу; через два года его перевели в с. Кашинка, затем служил в приходских школах сел Васильевка, Абрамовка, Арская Слобода.
В 1912 - псаломщик церкви Неопалимой Купины в г. Симбирске, вскоре рукоположен во диакона, а в 1920 г. - во священника, и направлен на приход Воскресенско-Германовского собора.
Был вдовым, имел троих детей. На момент ареста священником уже не служил, так как его храм был закрыт, как и многие другие церкви. Проживал в Ульяновске по ул.Куйбышевская, д.16. В 1937 году батюшку арестовали, а 17 февраля 1938 г., решением Куйбышевской "тройки", о. Димитрия Кузнецова расстреляли...
О. МИХАИЛ ФАДЕЕВ
В 1920 году в Германовский собор на должность псаломщика был принят будущий священник Михаил Фадеев. Отец Михаил прослужил здесь ровно 10 лет, восемь из которых - дьяконом. Он тоже не избежал большевистской расправы, которая настигла его уже на другом приходе, но рассказать об этом мы обязаны.
В 1930 года о. Михаил Фадеев в священническом сане был направлен в с. Старая Майна, но в новом духовном звании успел прослужить всего два с небольшим года: 11 февраля 1933 года на него было заведено дело N П-4469 с "классической" формулировкой - чекисты особо не фантазировали в этом вопросе - "По обвинению в антисоветской деятельности священника Богоявленского храма с Старая Майна о. Михаила Фадеева".
Подбираться к батюшке начали издалека. В 1932 году местные власти в с. Старая Майна предъявили о. Михаилу требование выплатить огромную сумму налога как служителю религиозного культа. Выплатить эти деньги священнику не было никакой возможности, и он со дня на день ожидал закрытия Богоявленского храма по причине налоговой задолженности. Часто после службы он говорил прихожанам, что, возможно, эта служба станет последней. Однако Господь не пропустил закрытия храма по этой причине. А священника лишили возможности служить не за долги перед безбожной властью, а - заключив его в тюрьму. Обвинения в адрес батюшки были совершенно абсурдными.
А именно. В рождественские праздничные дни отец Михаил по просьбе прихожан ходил в их дома служить праздничный молебен и славить Родившегося Спасителя. Как потом выяснилось, сельсовет запретил священнику посещение домов верующих. Но батюшка, несмотря ни на что, взяв в руки напрестольный Крест, ходил из дома в дом и прославлял пришедшего во плоти в мир Господа. И никто не мог бы догадаться, что именно этим праздничным славословием отец Михаил срывал ... кампанию по хлебозаготовкам! Трудно себе это представить.
Обратимся к обвинительному заключению и процитируем его. "В рождественские дниив январе месяце 1933 года Фадеев, вопреки с/совету, по селу ходили с крестом. В эти дни как раз проходила кампания по выполнению хлебозаготовок, и когда приходили из числа актива к злостным неплательщикам, то там можно было встретить попа Фадеева, где он служил молебны. Ввиду чего сборщиками приходилось уходить обратно, дабы не нарушить религиозные чувства. Это упорство со стороны попа Фадеева, т.е неподчинение сельсовету, ставило целью срыва проводимой кампании по хлебозаготовкам".
В отличие от любящих своего духовного наставника православных, местные власти относились к батюшке более чем неприязненно. Справка Старомайнского сельсовета так характеризует о. Михаила: "Во время пребывания его в с. Старая Майна Фадеев относился совершенно зверски к требованию с/совета, как то по вызовам приходилось посылать за ним по несколько раз по вопросу об уплате причитающихся с него денежных сумм. По приходу же в совет предъявляет требования - почему меня опять беспокоят?" В вину священнику ставили и его справедливые нарекания на отношение властей к Церкви.
Один из свидетелей по делу передал следующие слова батюшки: "Трудно жить, год от года все тяжелее. Духовенство притесняют - дышать нечем, над религией кощунствуют. Куда это годится: снимают с церкви колокола и тут же, на глазах у верующих разбивают. И слова не скажи". А на предложение собеседника оставить службу и пойти работать в советское учреждение, ответил: "Я не хочу служить на пользу той власти, которая издевается над народом. Нет, я уже терпел невзгод много, и еще потерплю".
Показания о. Михаила в протоколе допроса уместились на трети страницы: "Считаю, что во всех предъявленных мне фактах обвинения себя совершенно не виновным , и все показания на меня считаю ложными. Больше ничего показать не могу". Полное отрицание своей вины отцом Михаилом и нелепые обвинения в его адрес не помешали "всемогучей «тройки» заточить священника в лагерь.
Вот несколько строк из биографии батюшки: родился 12 декабря 1891 года в д. Юрьевка (ныне Новоспасский р-н), русский, из крестьян, окончил сельскую школу, работал пастухом в родном селе. С 1919 по 1920 год Михаил Николаевич служил в 28-м полку, участвовал в боях под Казанью, потом был санитаром в 11-м полевом госпитале. После демобилизации служил сторожем церкви и пел в хоре, а вскоре, в том же 1920 году получил должность псаломщика, как сказано выше, при Германовском (Воскресенском) соборе. Через два года, в 1922 г., рукоположен во диакона. В 1930 его рукоположили во иерея и перевели на приход в с. Старая Майна, а Германовский собор был закрыт. Впервые арестован в 1933 году и осуждён к 5 годам лагерей. После отбытия наказания жил в Ульяновске и работал чернорабочим по кладке печей в артели им. Кирова. У о. Михаила с матушкой Александрой (в девичестве Марковой) было четверо детей: сыновья Иван (1913 г.р.) и Илья (1915 г.р.), дочери Анастасия (1919 г.р.) и Антонина (1924 г.р.).
В 1937 году батюшку снова арестовали и приговорили к расстрелу, приговор приведен в исполнение 20 января 1938 г. в Ульяновске. Долгие годы супруга о. Михаила пыталась узнать о судьбе мужа. Но ей так и не сообщили правду. В мае 1958 года, на запрос облпрокуратуры, КГБ рекомендовало: Гражданке Фадеевой-Марковой А.И. устно объявить о том, что её муж Фадеев Михаил Николаевич в 1937 году был осужден к 10 годам ИТЛ и в заключении умер 28 ноября 1940 года от инфаркта лёгких...
О. АНДРЕЙ ТРОИЦКИЙ
22 января 1923 года архиепископом Симбирским Александром (Трапициным) был рукоположен во диакона и назначен в Германовский собор Андрей Александрович Троицкий. О. Андрей происходил из священнической семьи с. Краснополка Карсунского уезда, 1897 г.р. (30 июня), русский. Окончил 4 курса Симбирской духовной семинарии, в связи с закрытием семинарии в 1918 году полный курс обучения не завершил. Вместе с супругой Варварой Захаровной (урожд. Петропавловской) имел одного ребёнка - сына Леонида, 1925 г.р. С 1918 по 1923 год служил учителем в школе и в различных советских учреждениях. С 1923 года - диакон Воскресенско-Германовского собора. Когда он получил сан иерея и в каком году переведен был в Тихвинский храм Симбирска, сведений нет. Проживал о. Андрей в Ульяновске по ул. Красноармейской, д.6. 15 ноября 1930 года о. Андрей был арестован и осужден "тройкой" к 3 годам заключения в концлагере. Сведений о дальнейшей судьбе нет...
(Продолжение следует)