Россия при нем утроила золотой запас, население увеличилось на 60 миллионов, рост экономики пугал Европу - и всерьёз...
Татьяна Лесина (Ундоры)
17 июля православная Церковь литургически совершает память святых Царственных Великомучеников. Хочу в связи с этим вспомнить о батюшке нашем, блаженном старце Антонии Ундоровском (+1942).
Старец наш, прозорливец схимонах Антоний очень чтил Царственных Мучеников, молился им, хранил их фотографию. [читать далее]
Как вспоминала Анна Андреевна Шмакова, жительница нашешо села, когда Антоний возвращался из святых мест, то привозил книжечки и иконы и раздавал их своим духовным чадам. Некоторые достались и её отцу. Потом достались ей, так как тогда она была ещё несмышленой девчонкой.
В целой кипе таких святынек, подаренных бл. Антонием ее отцу (это было в 1930-40-х годах), она увидела однажды книги о Царе и Царской Семье. Книжечки дореволюционного издания и репринтные заграничные их копии. Воспоминания очевидцев жизни Романовых. Полистала. Некоторые строки выделены жирно.
«Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой - да свершится воля Божия!» - кротко говорил Государь Император со страниц.
Еще эти: «Я питаю твердую уверенность, что судьба России и судьба моей семьи находится в руке Бога, поставившего меня на то место, где я нахожусь. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей с сознанием того, что у меня никогда не было иной мысли, чем служить стране (*), которую Он мне вверил», - писал Государь Николай Александрович.
Николаю II выпало царствовать в сложное время: России пришлось пережить две войны, революционные смуты, но тем не менее это не подорвало мощь державы. Напротив, именно на годы царствования Николая II приходится расцвет культуры, науки. Россия утроила свой золотой запас, а темпы экономического роста были столь велики, что это вызвало тревогу на Западе. Французский экономист Эдмунд Тэри («Экономическое преобразование России», 1914 г.) предрекал, что Россия к середине текущего века будет господствовать над Европой как в политическом, так в экономическом и финансовом отношении. Россия обладала третью мирового зерна, а после Столыпинской реформы 80% земли принадлежало крестьянам. В войну единственной страной, которая не вводила карточную систему и не повышала налогов, была Россия. За 20 лет население России увеличилось на 60 миллионов подданных. В царствование Николая II было открыто 200 новых монастырей, построено 7000 православных церквей, прославлено святых больше, чем за весь XIX век. Св. преп. Серафим Саровский говорил, что в очах Божиих нет лучшей власти, чем власть православного царя. А за убийством царской семьи в обществе последовало: «Долой брак, долой стыд». Комментарии, думается, излишни…
И эти пророческие слова, произнесенные оптинским старцем Анатолием (Потаповым) в 1916 году: «Судьба Царя - судьба России. Радоваться будет Царь - радоваться будет Россия. Заплачет Царь - заплачет Россия. Не будет Царя - не будет и России…»
Анна Андреевна хотела полистать, посмотреть внимательно фотографии Царственных Мучеников, было интересно. Но Антоний поспешно забрал книжечки и фотографии назад и спрятал их во внутренний карман: опасно..
Что в этом могло быть опасного?
Книжечки дореволюционного издания и репринтные заграничные копии тех лет. «Император Николай II и революция» И.П.Якобия. Пророческое видение митрополиту Макарию в 1917 году - о жертвенном служении Царя Николая II и врагах России. Воспоминания очевидцев о жизни Романовых. Полистала. Некоторые строки выделены, но что в них написано?
«Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой - да свершится воля Божия!» - кротко говорил Государь Император со страниц.
Еще эти: «Я питаю твердую уверенность, что судьба России и судьба моей семьи находится в руке Бога, поставившего меня на то место, где я нахожусь. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей с сознанием того, что у меня никогда не было иной мысли, чем служить стране, которую Он мне вверил», - писал Государь Николай Александрович.
И эти пророческие слова, произнесенные оптинским старцем Анатолием (Потаповым) в 1916 году: «Судьба Царя - судьба России. Радоваться будет Царь - радоваться будет Россия. Заплачет Царь - заплачет Россия. Не будет Царя - не будет и России…»
Из видения митрополиту Макарию в 1917 году: «…со Спасителем стоит Государь Николай Александрович. Спаситель говорит Государю: "Видишь в Моих руках две чаши: вот это горькая для твоего народа, а другая сладкая для тебя". Государь падает на колени и долго молит Господа дать ему выпить горькую чашу вместо его народа. Господь долго не соглашается, а Государь все неотступно молил. Тогда Спаситель вынул из горькой чаши большой раскаленный уголь и положил Государю на ладонь. Государь начал перекладывать уголь с ладони на ладонь и в то же время телом сталь просветляться, пока не стал весь пресветлый, как светлый дух; …вижу громадное поле, покрытое цветами. Стоит среди поля Государь, окруженный множеством народа, и своими руками раздает ему манну. Незримый голос в это время говорит: "Государь взял вину русского народа (нарушение соборной клятвы и Богоотступничество - ред.) на себя, и русский народ прощен..."
Юная душа еще не осознавала всей гнусности и злобствования врагов Православной России, пришедших к власти и убивших Помазанника Божия. В. них кипела ненависть. Всякое правдивое слово о Государе жгло и бесило их, в них кипела ненависть: ведь его жертвенное отречение от престола ложилось кровавым пятном на них, обличало преднамеренность насильственного устранения Православного Царя как УДЕРЖИВАЮЩЕГО силы зла. И это было главное. Как могли отозваться в простом русском сердце такие слова, враги знали. И - боялись. И потому охотились, арестовывали, сажали... Но от этих взрослых разговоров Антоний с отцом Анну удаляли.
Незадолго до революционных событий старец Антоний, прозревая будущее, предсказал судьбу Царя. Образно. Зашел как-то в дом к односельчанке - Елизавете Казаковой. У нее на стене в «святом углу» висел портрет Царя Николая. Царя-батюшку простой народ любил и уважал. Антоний снял портрет и поставил к порогу. Хозяйка всплеснула руками:
- Антон Петрович, ты что? Это же Царь, он живой! - и отнесла портрет на место.
Антоний снова взял портрет Николая II и поставил его у порога. Так предрек свержение Царя и место Помазанника Божия в наших сердцах…
Почему же так случилось? В книжках, привезенных Антонием, был ответ - предостережение святого праведного Иоанна Кронштадтского, у которого Антоний так благодатно причастился Святых Христовых Таин. Отец Иоанн писал: «Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок. Бог отнимет у него благочестивого царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозванных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами».
Это была пощечина новой власти. Но вина оставалась и на народе: Бог отнял царя - не было покаяния? Не было, значит. Нет и сейчас. Царственные Мученики канонизированы, а во многих ли церквях есть их иконы, проводятся им службы, молебны, читаются акафисты? По пальцам перечтешь…
Когда схиигумен Иероним (Верендякин) бывал в Ундорах, он непременно служил на могилке Антония панихиду, а потом беседовал с нами. Как-то мы спросили:
- Батюшка, за кого идти голосовать? Он на минутку задумался, потом запел:
- Боже, Царя храни…
P.S. На одном из сохранившихся образков есть отметка, что он сделан в типографии г. Одессы. В царское время это были Свято-Афонские подворья в России: в Одессе, Москве и Киеве - где безплатно, сотнями тысяч раздавали паломникам недорогие листки, брошюры, образки, что происходило вплоть до 1917- 1922 годов. Через Одесское подворье монахи помогали богомольцам попасть в Иерусалим, на греческий Афон. Потом их закрыли. Но оставались еще монастыри и скиты Абхазии, Нового Афона, Западной Украины и Белоруссии, куда по неведомым властям тропам ходили богомольцы. В 1930-е годы духовное окормление и просвещение паломников осуществляли еще действующие Троице-Сергиева Приморская пустынь, Александро-Невская Лавра и еще некоторые скиты и храмы. Многие женские обители, по предложению монахинь, были превращены в трудовые артели, но монашеское делание не прекращали - за что в конце концов все-таки были в 1930-х закрыты. Не закрывались Пюхтицкий монастырь, Псково-Печерская Лавра, Почаевская Лавра. Некоторые старцы-затворники (по духу близкие Антонию) жили в горах Кавказа, кто-то открыто, хотя и гоним (ст. Феодосий Иерусалимский), кто-то тайно, в пещере принимал богомольцев (ст. Лаврентий Черниговский). В Вырице - ст. Серафим, в Москве - бл. Матрона, бл. Ольга и другие. В 1941 году Сталин открыл несколько монастырей и церквей - после обращения к «отцу всех народов» митрополита гор Ливанских Илии, которому по сугубой, горячей молитве о России явилась Божия Матерь и назвала условия спасения России в войне. _______