ОН ИЗ ТЕХ, КОГО МЫ НАЗЫВАЕМ "СВЯТЫЕ НАШИХ ДНЕЙ"... Схиигумен Агафангел (Семенов)
Jul 08, 2019 04:22
Татьяна Лесина
.. Увидит где батюшка крестик на дороге, поднимет и себе на шею наденет...
Скажите, дорогие во Христе наши читатели, кто из симбирских (и ундоровских тоже) верующих не знал, пусть даже заочно, этого батюшку, по-отечески внимательного ко всем и всему пастыря, человека широкой души - схиигумена Агафангела, первого наместника возрожденного Жадовского Богородице-Казанского мужского монастыря. Кто хоть раз не паломничал в эту благословенную историческую обитель. Редкий из нас. [читать далее]Мы, недостойные, подметили, что есть даже какая-то интересная с Ундорами параллель: после долгих мытарств по кабинетам в 1996 году началось наконец строительство (возрождение) Воскресенского храма в Ундорах и в 1996 же году, после двух лет долгих споров, переговоров архипастыря о возвращении территории бывшего монастыря и изуродованных его построек, было положено начало возобновлению древней Жадовской пустыни. Как раз в то время, когда ундоровские сестры во Христе хлопотали о своем храме, они и узнали, что в Жадовке будет возраждаться монастырь. Позже стали туда паломничать, когда и - чем-то помогать.
Как и в Ундорах храм, обитель возрождалась буквально "на пустом месте". К 1996 году на этом святом холме у с. Самородки Барышского района и в самом деле было "пусто", рукотворенная пустыня безбожных наших дел: стены и башенки обительские порушены, церкви сравнены с землёй, на месте алтаря "грохотали механизмы зернохранилища", корпуса братские с выбитыми окнами, ну и так далее. Но важнее было то, что "святое" вернули Церкви, и сюда вернулась благодать. Сюда, по благословению владыки Прокла, пришёл о. Агафангел и стал первым - и некоторое время даже единственным - насельником, строителем, а затем и первым наместником Жадовского Богородице-Казанского мужского монастыря.
Этому первому шагу по возрождению старейшей Симбирской монашеской обители предшествовали некоторые события.
Все, наверное, помнят то жадовское чудо начала 1990-х годов, оно описывалось в прессе так: "Под вечер на потрескавшейся беленой стене заброшенного монастырского здания, где в советское время размещались магазин и контора, на уровне второго этажа между окнами появились три лика: Богоматери, Спасителя и Николая Угодника. Краски были свежи и ярки, даже издалека можно было разглядеть мельчайшие детали. Над головой у Царицы Небесной сияла золотая корона. Свидетелями этого чуда в селе Самородки Барышского района были десятки, а может и сотни людей". В течение трёх дней подъезжающие могли видеть это Чудесное явление, и всеми оно было истолковано, как знак возрождения монастыря...
Далее, в сентябре 1994 года, последовало обращение владыки Прокла к Святейшему Патриарху Алексию II с просьбой об открытии обители. Согласие было получено. И только через два года мытарств Владыки по кабинетам светской власти ступил на разоренную святую землю на правах духовного строителя о. Агафангел.
Его могучей фигуре соответствовал его богатырский нрав: изначально спокойный, уверенный, добрый от внутренней силы. Откуда в нем было такое богатство души? Любовь ко Христу и познание православной веры ему привила бабушка Елизавета Григорьевна Счисляева: с детства Александр (это его имя при крещении) имел навык читать Евангелие, Псалтирь, знал молитвы. И размеренность сельской жизни тоже была "тому виной".
Пора упомянуть, что о. Агафангел (Александр Валентинович Семенов) родился в пос. Измайлово Барышского района 20 января 1964 года. Школа, армия. Вернулся - работал столяром, затем хлебопеком - истинно для русской души профессии. В это же время прислуживал в Троицком храме г. Барыша. 14 февраля 1993 года был рукоположен владыкой Проклом во дьяконы в храме Богородицы "Неопалимая Купина", а затем - во священники. Жил о. Александр в келье на колокольне.
Будучи очень общительным, батюшка знал многих интересных людей района, среди них были и старчики, прошедшие лагеря в годы репрессий, которые рассказывали о том, как они умудрядись совершать в концлагерях богослужения. О. Александр особо заботился о престарелых (в частности, из приюта в с. Хананеевка) и о детях из детских домов (например, в с. Хомутерь). Рассказывали: увидит где батюшка крестик на дороге, поднимет и себе на шею наденет - у него много на гайтанчике крестиков звенело. А потом, как приедет в детдом, надевает на детей, у кого нет. А для деток это было самым дорогим подарком от батюшки, которого они очень любили.
Но вернемся в 1993-94-е годы. Будущий наместник святой жадовской обители, а тогда еще - о. Александр Семенов - стоял на ее руинах и мечтал: когда монастырь возродится, то как все будет... А он верил, что это будет. И, наверное, видел? А Господь видел его ревность и веру. Через три года, в январе, о. Александр принял постриг в малую схиму с именем в честь муч. Агафангела Римлянина и осенью пришёл в разрушенную Жадовскую обитель, чтобы помочь этой древней пустыньке начать новую жизнь. И две эти замечательные профессии - столяр и хлебопек - так пригодились ему: на стройке приходилось работать по дереву, на кухне печь хлеб и просфоры. В духовной части: "счищать лишнюю стружку" и "вылепливать и выпекать чистый хлеб" веры подопечных насельников, послушников, которые вскоре тоже начали приходить в монастырь.
Разместились все на втором этаже пригодной для временного проживания бывшей монастырской гостиницы, на первом - оставался сельский магазин. Внизу - торговля и житейская суета, наверху - Псалтирь и монашеское делание. Было и неприятие, и нужда, но было и со-чувствие: жители села вернули братии сохранённые монастырские иконы, питали, чем могли. Было очень трудно. Всякое было...
В этом же 1996 году зародилось ещё одно благое начинание: проект "Экология и душа" областного детского экологического центра - по возрождению и сохранению святых мест Симбирского края, возглавляемый учёным-биологом Н. В. Благовещенской. О. Агафангел был духовным руководителем этих экспедиций и самым непосредственным их участником, благословлял и молился за ребят, ходил с ними в походы, занимался благоустройством родников. Батюшка был одним из авторов книги "Святых ключей чистейшая слеза", где описаны истории 30 исследованных ими чтимых в народе источников, в их числе и наши ундоровские - Никольский, Антония и Иеронимушкин святые родники. * * * Так получилось, что в историю Иеронимушкина родника в Ундорах попал и сам о. Агафангел. У Елены К. из Симбирска в 14 лет отнялись ноги - она их не чувствовала, к 18 годам девушка выглядела, как подросток. Обращения к врачам и к бабкам результатов не дали - да, не воцерковленные тогда родители от отчаяния обращались и к бабкам. Слава Господу, встретили человека, который направил их в Божью врачебницу: в 1999-2000 годах Елену привезли в Жадовский мужской монастырь. Игумен Агафангел увидел Лену и покачал головой: «Как же ее сильно попортили…» - проронил батюшка. Он благословил девушку купаться в роднике "Живоносный Источник" и просить исцеления у Божией Матери, но она не решилась тогда купаться. С тем и уехали. О. Агафангел своей молитвой как бы глаза открыл страдальцам: по приезде домой они нашли вещественное подтверждение словам батюшки. Вскоре семья попала на собеседование к б. схиигумену Иерониму (Верендякину) в Михайло-Архангельский женский монастырь. Батюшка тоже благословил Лену купаться в святом источнике, в любом из трех известных в Ундорах. Она сама выбрала родник на ул. Бутырки, будущий Иеронимушкин, и на Крещение 2001 года искупалась. Прошло несколько дней, и Лена начала чувствовать свои ноги, понемногу ходить. * * * Коротенькая история, но очень характерная. В конце 1990-х годов в Жадовском монастыре некоторое время жил на послушании один отрок Сергей из Ундор. Он с улыбкой вспоминает об о. Агафангеле, и первые его слова: - Весёлый был. Большой, здоровый, ударит - не встанешь... - Что, часто ударял? - Только когда сильно напроказничаешь. Очень сильно... Правильный был. * * * О добром, отходчивом сердце батюшки все знали. Но иногда "нарывались". Что ж, складывалось по-всякому. Трудно было... Труды на восстановлении разоренной обители подорвали здоровье о. Агафангела, в 2000 году он вернулся в Троицкий храм г. Барыша, в 2002 году перешёл настоятелем храма прп. Сергия Радонежского в с. Румянцево. Батюшка отремонтировал и благоукрасил храм. Жил служением. Проводил беседы с прихожанами и в храме, и дома, был всегда открыт для духовного общения. Но болезнь прогрессировала. О. Агафангел несколько раз попадал в реанимацию, за него много людей в эти моменты молились, даже на Святой горе Афон. Мы, маломощные, в Ундорах тоже молились. Когда батюшка не смог уже ходить в храм, то принял постриг в великую схиму: Агафангел, но уже в честь святителя Агафангела (Преображенского).
Здесь, в Румянцево, в своём домике, до последнего вздоха он принимал ежегодно тысячи паломников, автобусами приезжали, и к душе каждого, как все говорят о батюшке, он находил ключик. Вопрошающим многое предсказывал, на многое открыл глаза. Также он оставался духовником обители. + + + А Пустынь теперь не узнать: белокаменные стены и башенки, ухоженные угодья, крепкое подсобное хозяйство, сияющие белизной корпуса, новая колокольня с великолепным видом на округу, каменная красавица Казанская церковь, где хранится чудотворный образ Жадовской-Казанской Богородицы - Заступницы при всевозможных стихийных бедствиях, пожарах, неурожае и прочих напастях, а также новая Часовня над "Живоносным Источником" и крестильный храм с баптистерием, расписанный под "византийский Палех"...
В 2014 году обитель отмечала своё 300-летие. Напомним, что основана она в 1714 году на месте чудесного обретения Казанской иконы Божией Матери крестьянином Тихоном на роднике. После обретения Образа он исцелился от недуга расслабления, поставил на том месте келью и уединился для молитв. Это была первая келия, потом появились еще...
Теперь Жадовский монастырь - одно из главных паломнических мест Православного Поволжья. Здесь читается Неусыпаемая Псалтирь - в деревянной Часовне за стенами монастыря, на холме, куда в советское время свалили варварски разрушенный старинный монастырский храм.
Чтобы все это было и приносило духовную пользу миру, России, людям, отдал своё сердце и здоровье, единственно во славу Божию, схиигумен Агафангел. Передав в своё время, когда занемог, в другие надёжные руки: наместнику о. Филарету (ныне Барышскому Владыке), духовнику о. Никодиму и верной во Христе братии. Ещё в 1998 году батюшка был награждён за труды наперстным крестом. + + + О. Агафангел знал ундоровских сестёр во Христе, по некоторым примерам мы видели, что он молитвенно чувствовал недуги людей далеко от себя. Батюшка поздравлял нас с каждым праздником церковным, присылая коротенькие СМС-ки. А 6 марта 2014 года в два часа по полудни о. Агафангел написал: "Братья Крыма просят усиленно молиться, так как ночью планируется штурм военно-морских баз. Максимально рассылайте это СМС по всем областям и молитесь". Разослали, сколько могли, и каждый, кто получил такую СМС-ку от батюшки, наверное, сделал также, кто-то звонил и присылал нам. Несомненно, друг по дружке они разлетелись по всей России. Батюшкиными, конечно, стараниями и молитвами о своих крымских духовных братьях. Мы, как и другие, всю ночь читали псалтирь, с огромной тревогой и надеждой в сердце, и потом ждали известий. Вся Россия молилась Богу и ждала. А наутро корабли противника отошли от берегов этого полуострова в Черном море, ясно увидев, Кто помогает крымчанам: снаряды не долетали до целей, изменяли траекторию и разбивались в пыль вместе с валунами на побережье. Атака началась почти на исходе ночи, а утром алтарнику Михайло-Архангельского комаровского храма Георгию позвонил из Крыма друг и рассказал об этом чуде... + + + Батюшка дожил до 300-летия любимой обители, встретил любимый праздник - Пасху. В Пасхальные дни о. Агафангела навестили паломники, чтобы поздравить батюшку с праздником Светлого Христова Воскресения, батюшка был рад. Он казался таким слабым телесно, но глаза его так неизреченно сияли, что невольно его сравнили с Ангелочком. Он рассказал, что в этот раз на Пасху был совершенно один и ему стало тягостно на душе. Тогда он, с трудом, сам облачился в Пасхальные одежды, пропел Пасху - все, что помнил - и ему сделалось так хорошо! Так хорошо, что он подумал, что и умереть сейчас не страшно.
Батюшка дождался крестного хода, во время которого Матушка Божия "Казанская-Жадовская" милостивно Своим чудотворным образом в который уже раз посетила его маленький уютный гостеприимный дом. 17 ноября 2014 года рано утром о. Агафангел мирно отошёл ко Господу. Он это предвидел. Буквально за два дня о. Александр Карагозин с прихожанами симбирского Александро-Невского храма, с которыми часто ездили в последние годы к о. Агафангелу, позвонили ему и спросили: "Как вы там, батюшка?" - "Кончаюсь," - был оглушивший всех своим смирением тихий ответ...
Погребен схиигумен Агафангел на монастырском кладбище. Благочинный Барышской епархии архимандрит Адриан (Шитов) сказал об о. Агафангеле: "Он из тех, кого мы называем "Святые наших дней"... Дай Бог каждому из нас, и священнику, и простому человеку, быть хотя бы чуточку похожим на этого славного человека".
Запишем в синодики рядом со схииг. Агафангелом имена его почивших родителей: Валентина и Галины.