Архивный материал из спецвыпуска "Святая Земля"
Снова и снова богомольцы стремятся побывать на местах земного подвига Спасителя. Мы же хотим вспомнить некоторых паломников, которые после кончины были прославлены как угодники Божии.
Преподобная Евфросиния Полоцкая (1100-1173 гг.)
Старшая дочь витебского князя Святослава Всеславича и внучка знаменитого полоцкого князя Всеслава Брячиславовича, красавица Предслава еще в юности постриглась в монахини - вопреки воле родителей, желавших выгодно выдать ее замуж.
Получив в иночестве имя в честь преподобной Евфросинии Александрийской, она прославилась не только духовными подвигами, но и обширной просветительской деятельностью. Поселившись в соборе Святой Софии, кафедральном храме Полоцка, она занималась переписыванием богослужебных книг. Позже основала мужской и женский монастыри и до конца своих дней заботилась о простых людях.
В конце жизни, уже в преклонных летах, преподобная Евфросиния исполнила свое давнее желание - посетила святые места Византии и Палестины.
В Константинополе был похоронен ее отец, сосланный Киевским великим князем Мстиславом I Владимировичем в 1130 году. Добравшись до Константинополя, Евфросиния получила благословение Патриарха Луки Хрисоверга, помолилась в храме Святой Софии, поклонилась цареградским святыням, посетила могилы отца и других своих родственников и, отдохнув, продолжила свой путь в Святую Землю.
Достигнув Иерусалима, преподобная Евфросиния, как сообщает ее житие, «поклонилась живоносному Гробу Христову, потом поставила при Гробе золотое кандило (подсвечник) и принесла многие дары Церкви Иерусалимской и Патриарху». В храме Воскресения Христова преподобная Евфросиния в своих молитвах к Спасителю просила, чтобы Он позволил ей завершить жизненный путь в этом святом месте.
Молитва преподобной была услышана Господом. Вскоре она тяжело заболела и даже, несмотря на свое горячее желание посетить святую реку Иордан, уже не смогла совершить туда паломничество. Брат и сестра Евфросинии сходили поклониться святым водам Иордана без нее и принесли Евфросинии воды из Иордана, чем несказанно обрадовали умирающую. Через некоторое время она мирно скончалась на руках своих родных и была погребена в монастыре под Иерусалимом. С конца XVII века мощи святой Евфросинии почивали в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры, а в 1910 году были перенесены в Полоцк, где и находятся по сей день.
Преподобный Епифаний Премудрый (†1420 г.)
Более всего этот святой известен как церковный писатель, автор самого первого жития преподобного Сергия Радонежского. Он долго жил в Троице-Сергиевом монастыре и был одним из учеников святого Сергия.
После смерти учителя Епифаний перебрался в Москву. Живя в столице, он продолжал заниматься литературной деятельностью и написал два замечательных и широко известных литературно-биографических произведения - «Жизнь и житие преподобного и
богоносного отца нашего Сергия» и «Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего епископом в Перми». Оба этих жития стали очень популярны в народе и до сих пор постоянно переиздаются.
В период между 1415 и 1417 годами преподобный Епифаний совершил паломничество из Новгорода Великого в Иерусалим и оставил нам краткое описание своего путешествия. «Сказание Епифания мниха <монаха> о пути в святой град Иерусалим» дошло до нашего времени в нескольких списках XVI и XVII веков. Судя по тексту сказания, путь преподобного Епифания начинался в Новгороде Великом, через Великие Луки шел к Полоцку, затем - к Минску и далее через Слуцк - до Белгорода на Днестре и по Черному морю - до Царьграда, и затем - в Святую Землю.
О своем пребывании в Константинополе, Иерусалиме и на Афоне преподобный Епифаний пишет, используя традиционный для житийной литературы прием авторского самоуничижения и противопоставления себя грешного святому подвижнику Сергию: «Не взыска <святой Сергий> царствующего града <Царьграда>, ни Святыя горы <Афона> или Иерусалима, якоже аз окаянный и лишенный разума. Увы, люте мне! Ползая семо и овамо <тут и там> и преплавая суду и овуду <сюда и отсюда>, и от места на место переходя…» Видимо, в паломничестве Епифаний с новой силой осознал, что иногда легче найти Бога, сидя у себя в келье, чем путешествуя за тридевять земель.
Поэтому после возвращения из паломничества Епифаний Премудрый снова поселился в Троице-Сергиевом монастыре, где и закончил работу над известным нам житием преподобного Сергия Радонежского. Скончался Епифаний, не дожив немного до обретения мощей преподобного Сергия, - но житие, которое он написал, сыграло большую роль в общецерковном почитании великого русского святого.
Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894 гг.)
В 1847 году российское правительство окончательно решило вопрос об учреждении в Иерусалиме Русской Духовной Миссии. Во главе ее был поставлен известный в то время знаток Востока архимандрит Порфирий (Успенский), будущий епископ Чигиринский, а в сотрудники ему были приглашены преподаватели и воспитанники Санкт-Петербургской духовной академии. И первым на призыв с радостью откликнулся молодой иеромонах Феофан.
Пребывание на Востоке явилось большим событием в жизни будущего святого. Здесь он подробно ознакомился с религиозной жизнью края, чему благоприятствовали неоднократные поездки членов миссии за пределы Палестины - в Сирию и Египет. В Иерусалиме иеромонах Феофан изучал греческий и французский, занимался еврейским и арабским языками, овладел иконописным мастерством, и притом настолько хорошо, что даже, по словам очевидца, снабжал бедные храмы целыми иконостасами. Посещая древние обители, он исследовал писания Святых Отцов по древним рукописям, которые сам переводил с греческого на русский.
За первые же шесть лет своего существования Миссия внесла существенный вклад в богословскую и церковно-историческую науки и повысила авторитет России на Ближнем Востоке.
В 1853 году началась Крымская война, и все члены Русской Духовной Миссии вынуждены были вернуться на родину. Иеромонах Феофан был возведен в сан архимандрита и назначен преподавателем канонического права в Санкт-Петербургской духовной академии (СПДА), затем стал ректором Олонецкой духовной семинарии, с 1857 года - ректором СПДА. В 1859 году он рукоположен во епископа - но уже в 1866 году по собственному прошению уволен, чтобы отправиться на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии.
Все время, остававшееся от богослужения и келейной молитвы, святитель посвящал работе. В это время он занимается истолкованием Священного Писания, переводит творения древних Отцов и учителей, а также пишет сотни писем к разным лицам, обращавшимся к нему с просьбами о помощи и наставлениях. Своими книгами и посланиями святитель оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества - и молодость, проведенная на Святой Земле, несомненно, оставила в его душе свой глубокий след.
Автор:
ЖИТЕНЁВ Сергей (с)
Фома.ru