В первую очередь песнь спеть хочется о французском транспорте. Особенно об электричках. Не, для тех, у кого карман лопается от евро, это, конечно, прекрасный способ передвижения. Из Страсбурга в Кольмар (полчаса езды, 70 км) - 12,60. В одну сторону. И больше ничего не ходит, альтернатив нет. При этом билет на автобус из Страсбурга в Мюлуз, который ещё в 40 км за Кольмаром, можно купить за пятёрку. Но в Кольмаре он не останавливается. Зачем это сделано? Чтобы стрясти с туристов побольше денег? Симпатии к стране такой подход не добавляет.
Но французы, сволочи, знают, что к ним всё равно поедут. В Эльзас я навострила лыжи по той же причине, что и в Бельгию, - не раз и не два встречала фоточки мимимишных улочек, канальчиков, фахверковых домиков с цветочками и прочей радости, по отношению к которой не зазорно употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы, и наконец не выдержала. В принципе, изначально я собиралась прошвырнуться по северо-востоку Франции, сделать круг и обратно в аэропорт поехать из Лилля. Но, блин жеж, домики! цветочки!
Эльзас совершенно неотразим. Правда.
В итоге я добиралась до Страсбурга ночным автобусом, да ещё и с пересадкой в Париже, это почти как в Москву через Владивосток с поправкой на масштабы. Автобусы почему-то останавливались через каждые 1,5-2 часа у здоровых придорожных комплексов, где можно было поесть/выпить кофе/сходить в туалет и пр. В принципе, это удобно, но когда ночью еле-еле задремлешь, а тебя будят, типа, мадам, извольте подняться из своего тёплого кресла и полчасика погулять, хочется отоварить будящего (как правило, водителя) чем-нибудь тяжёлым. Тем не менее в Страсбург я приехала не то чтоб выспавшейся, но вполне живой. Хозяйка квартиры, где я снимала комнатку, согласилась впустить меня в семь утра, показала, что, где и как, омерзительно бодрым голосом изрекла что-то вроде "ну, вы, наверное, спать, а я на эту fucking работу" и растворилась в окружающей бесконечности.
Спать? Три раза ха-ха. Злоупотребив кофемашиной (блин, хотела купить человеку пачку капсул взамен выдутых мною, но тупо забыла) и душем, я отправилась в город.
Здесь я уже пользовалась общественным транспортом: квартира Сары находится в очаровательном жилом районе Монтань Верт, то ли в семи, то ли в восьми остановках от вокзала, на автобусе минут 10-15. Основное средство передвижения в Страсбурге - трамваи, это типа метро, только наземного: они прекрасные, низкопольные, очень тихие, в часы пик идут друг за другом, всего семь линий, на всех остановках - табло, извещающее, через сколько минут прибудет тот или иной номер. Ну, то есть не номер: они маркированы буквами от А до G, номера у автобусов, которые тоже соблюдают расписание и ходят довольно часто. Кроме воскресенья! По воскресеньям и праздникам расписание автобусов другое, время между рейсами может составлять полчаса, а то и больше. Я чуть на этом не прокололась, но "чуть" не считается. :) Одноразовый билет стоит 1,70, с ним можно пересаживаться, но, поскольку мне это было не надо, в тонкости я не вникала. Набор из 10 таких билетиков - 14 евро, проездной на 24 часа - 4,30. Из четырёх дней в Страсбурге я два раза покупала именно проездной (и это более чем окупилось, к тому же просто удобно), в остальные дни ездила по одноразовым. Есть ещё вариант "туда-обратно", стоит 3,30, но ради десяти центов экономии даже я не заморачиваюсь.:)
Ценообразование же в междугородних (и междеревенских) автобусах мне осталось совершенно непонятным. Из Рибовилле до Риквира - 5 км - 2,60. Из Страсбурга до Оберне - 25 км - 2,50. Что это было, Пух?
Еда. В Эльзасе, в принципе, есть свой вариант фастфуда - "эльзасская пицца" - тарт фламбе. Представляет собой сие кушанье лепёшку с мягким сыром/сметаной, беконом и луком, поджаренную на открытом огне. Ну, то есть вариантов начинки нынче множество, у кого на что фантазии хватает, но лук, увы, входит во все - ну, или почти во все, я уж совсем прицельно по едальням не ходила, - несладкие варианты этого блюда, так что о вкусовых качествах оного ничего сказать не могу, не пробовала. Цены варьируются от 3,5 евро (где-то, не в центре, кнчн, видела баннер с таким спецпредложением, за достоверность не ручаюсь) до, полагаю, бесконечности. Но в любом случае это лучший вариант пожрать за столиком относительно бюджетно, если вы едите все ингредиенты, и специалитет к тому же. Ну, а таким безденежным, но переборчивым туристам, как я, приходилось покупать еду в пекарнях и супермаркетах; впрочем, на фоне отечественного импортозамещения и это - гастрономический рай...
А! Написала слово "рай" и вспомнила про друга моего двухколёсного.:) Ездить по Франции на велосипедах действительно одно удовольствие: выезжаешь из пункта проката - и почти сразу велодорожка, за городом она становится целой велодорогой; я, конечно, её обругала, но кусок, который бомбили (вообще, странный отрезок, как будто состоящий из одних маленьких асфальтовых заплаток) был небольшим. Прокатный байк - по сравнению с нашим дачным говновеликом, доехав на котором до магазина (чуть больше километра), возвращаешься в состоянии "язык на плечо", - ехал удивительно легко, я потом на гугл-карте посмотрела - восемь с хвостом километров в одну сторону, и неспортивная я даже не устала. Конечно, спусков-подъёмов не было, но всё равно. Теперь ужасно хочется сделать какую-нибудь велопоездку - эдак на недельку, чтоб накататься вдоволь, а то полдня мне оказалось категорически мало!
Что ещё сказать про Эльзас? Наверное, то, что без уже упомянутых цветуёчков на каждом окне, на каждом мосту, вообще везде, где только можно, он выглядел бы совсем другим. Не таким сказочным. Красивым, но довольно-таки обычным - фахверка в Европе, в принципе, много. И сам Страсбург - да, чистый, ухоженный, с интересным смешением старой застройки и современной, но вот я сейчас смотрю на фотографии и понимаю, что, если буду обрабатывать фотки для поста, выберу те, что с цветочками.
Так просто - и так эффектно. Респект.
ЗЫ. Вспомнила, как распиналась о бельгийской дороговизне. Так вот, в Эльзасе ни хрена не дешевле, а кое-что (транспорт) и дороже. Просто на тот момент я, видимо, уже привыкла к ценам.