человек - полевое дерево

Aug 23, 2007 15:36

''Если осаждать будешь город долгое время, чтобы завоевать его, чтобы взять его, то не порти деревьев его, поднимая на них топор, потому что от него ты ешь, и не руби его, ибо разве дерево полевое - это человек, чтобы уйти от тебя в крепость?'' (Дварим, 20:19).

''Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю хорошую, в землю потоков вод, ключей и источников, вытекающих в долинах и в горах. В землю пшеницы, и ячменя, и винограда, и фиги, и граната, в землю оливы и меда''. (Дварим, 8:7-8).

Известный мидраш интересно читает слова книги Дварим, под конец главы «Шофтим» (20:19), где говорится. что при осаде неприятельского города при построении осадного сооружения нельзя портить и срубать плодовые деревья; и Тора объясняет: «Разве человек полевое дерево , чтобы встать и уйти от твоего топора». Эти слова «разве человек полевое дерево » мидраш читает, как положительное утверждение, что человек - это « полевое дерево ». Хотя на первый взгляд кажется, что человек больше подобен животному, чем дереву, но традиция говорит, что это не так, что на самом деле человек больше подобен плодовому дереву. В книге Йешаи под конец книги в шестьдесят пятой главе, двадцать второй стих, Йешая предсказывает светлое будущее, и то, что люди будут жить долго и будет так, что дело из рук переживет самих изготовителей, то есть не будет так, что человек построил дом, а жить в нем будут его наследники; он построит дом и будет жить в нем пока не достигнет полноты дней своих (ибо юным умрет столетний). Посреди этих замечательных обещаний говорится: «ибо как дни дерева дни Моего народа».

Рамбам, Море Невухим:
Нечто подобное может произойти с тобой и в том, что касается интеллектуальных постижений. А именно, если ты остановишься на некоторой проблеме и не будешь обманывать себя, считая доказанным то, что не доказано, или поспешно отвергать и объявлять ложным любое [суждение], отрицание коего не доказано, если не будешь стремиться постичь то, чего постичь не в силах, то уже тем самым обретешь человеческое совершенство и окажешься на ступени рабби Акивы (мир ему!), который "вошел с миром и вышел с миром" при созерцании этих предметов, относящихся к теологии.

Но если ты пожелаешь постичь то, что выше твоего постижения, или поспешишь объявить ложным утверждение, отрицание коего не было доказано, либо то, что является возможным, хотя и маловероятным, - тогда ты примкнешь к Элише Ахеру. И мало того, что ты не станешь совершенным, - ты окажешься недостойнейшим из недостойных; и возникнут тогда у тебя навязчивые фантазии и склонность к недостойному, греховному и злому вследствие изнеможения твоего интеллекта и угасания его света. Это вроде того, как возникают перед взором обманчивые фантазмы из-за ослабления зрительной пневмы у больных и у тех, кто силится рассматривать сверкающие или мелкие предметы. По этому поводу говорится: "Нашел ты мед? ешь, сколько тебе потребно, не то пресытишься им и изблюешь его".

Учат мудрецы наши: Четверо вошли в Пардес. Это были Бен Азай, Бен Зома, Ахер и рабби Акива. Сказал им рабби Акива: "Когда вы приблизитесь к камням прозрачного мрамора, не говорите: вода, вода, ибо сказано: говорящий ложное не устоит пред глазами Моими (Пс. 101:7. В псалме говорится от имени Давида, однако рабби Акива толкует здесь это изречение как слова Бога. - М.Ш.). Бен Азай взглянул - и умер; о нем говорит Писание: Тяжка в глазах Господа смерть верных Его (Пс. 116:15). Бен Зома взглянул - и повредился [в уме], и о нем говорит Писание: Нашел ты мед? ешь, сколько тебе потребно, не то пресытишься им и изблюешь его (Притч. 25:16). Ахер - стал рубить деревья. Рабби Акива - вошел с миром и вышел с миром.

Тора, политика, Эрец Исраэль

Previous post Next post
Up