...Kрасная Шапочка...Не правда ли ?
Эту сказку , кажется , мы знаем наизусть с детских лет , однако есть некоторые детали...Например...
...История Красной Шапочки происходит из европейской и (в частности) французской устной традиции .
Более старые версии , датируемы Средними Веками и некоторые из них изобилуют эротическими и
даже жестокими подробностями . Например, в некоторых версиях , Волк предлагает Красной Шапочке
полакомиться...кусками бабушкиного тела !
А в других он предлогает ей кровь и мясо...бабушки. Есть версии , где ужасный Волк откровенно развратничает
и призывает девочку раздеться и лечь с ним в постель . В самых ранних версиях , сохранившихся до
наших дней , волк был заменен нa монстра , а иногда даже были варианты человека-волка ,
некоего оборотня .
Вырисовываются уже несколько антитез в данной сказке : человек - животное , цивилизованный - нецивилизованный ,
разум - инстинкт . Несмотря на то , что эта сказка - одна из самых общеизвестных в мире , большинство людей
игнорируeт её символику , истинный смысл и существующую дуальность :
лес - город , мужчина-женщина , мужчина - животное , хорошее - плохое...
Противопоставление леса и города уже существовали со времен Римской империи , где город
является "правильным", т.с. несущим свет , а лес представляет собой темный , жестокий хаос .
Лес также является символом страха перед неизвестным . Поэтому латинский корень слова
"иностранц" - “extranjero”- "extraño" - "екстраньо" (странный , неизвестный ) и за ее пределами
fuera "фора" "фуера" "вне" был наполнен тем же смыслом - лес forest - "форест" .
Именно поэтому история Красной Шапочки произошла в лесной среде .
В конце XV века Шарль Перро опубликовал первую “пташку" из коллекции нравоучительных
рассказов под названием "Le petit chaperon rouge"-"Маленькая красная шапочка".
Перро услышал эту сказку из уст няни собственного ребенка и при переработке удалил две
сцены . Они оказались совершенно непригодными : там волк приглашал девочку попробовать
на вкус мяско её бабушки .
Второй неприличный момент касался сцены , где Красная Шапочка говорит, что должена пойти
до ветра . Однако наш автор , весьма "щепитильный" в вопросах этикета и канибаллизма не исключил
жестокость основного текста так как волк все равно съел бабушку .
Причиной того , почему Перро не удалил трагический конец , послужило его желание донести
нравоучительное содержание сказочки : доброта Шапочки , её наивность и глупость , излишнее
доверие к незнакомцу привела к печальному исходу .
Автор предупреждает молодое поколение относиться с осторожностью к незнакомым людям .
Самый известный вариант сказки - братьев Гримм . В ней нет жестокости и сильного эротического
содержания . Она более детская и имеет некоторые заметные отличия от текста Перро.
Например, счастливый и благодушный конец :
братья скопировали окончание сказки с другой , "Волк и семеро козлят" , где охотник , лесоруб или
фермер видят волка , отдыхающего со вспученным животом по деревом , вспарывают ему живот ,
спасают Шапочку и бабушку , заполняют живот камнями , зашивают его , и когда он просыпается и
идет к реке , чтобы попить , волк падает и тонет в реке .
Очередное нравоучение налицо : Шапочка должна быть осторожна и не должна сбиваться с пути ,
а зло жестоко наказано .
Еще один момент , в котором две истории отличаются , является встреча с животным .
В то время как Перро говорит о двух путях и обмане волка , который выбрал кратчайший путь до домика
бабушки, братья Гримм говорят об одном пути .
В обоих случаях девочка или выбирает неправильный путь , или удаляется от него .
Итак , обе ситуации представлены в варианте отклонения от правильного , добродетельного пути
со стороны молодой леди .
С другой стороны , в истории волк призывает французскую девочку , говоря : " Давай посмотрим,
кто добежит к бабушке первым!" и превращает прогулку в соревнование . Тем не менее, Шапочка
останавливается повсюду по пути к бабушке , чтобы увидеть полет бабочки или собрать букетик:
это отсутствие конкурентоспособности и ярковыраженные символы молодости показывают, что
Шапочка не была ребенком , а была ... подростком .
Заметьте , в истории братьев Гримм , где ( как мы уже видели ) был только один путь : волк предлагает
главной героине прогуляться только по одной тропинке , чтобы получить удовольствие от молодости ,
поймать момент . Волк доносит до девочки-подростка мысль , что жизнь в лесу веселее , чем под
материнской защитой .
Кроме того , некоторые авторы , такие как Эрик Фромм находят глубинный психо-сексуальный символ
в "красной шапочке": это юность и и инициация (переход) от девочки к девушке через менструацию .
Так, волк становится знаковым образом мужчины с ярковыраженным и доминирующим либидо ,
который хочет завоевать молодую девочку-подростка , соблазняя и провоцируя её отклониться от
заданной траектории пути и толкает её к приключениям . Волк здесь имеет преимущество , так как
это единственный персонаж во всём повествовании , который обращается с Красной Шапочкой не как
с ребенком , а как с молодой женщиной...
Таковы "невинные" европейские детские сказки , уходящие корнями в дремучее средневековье .
Персонажи каталонской фольклорной традиции тоже весьма любопытны. .
Например ...."какающиe человeчки".
Сеньор Кагане
В Каталонии, в сувенирных магазинчиках можно купить очень натуралистичную фигурку
какающего человечка - «кагане».
Кагане - одна из фигурок, которую каталонцы ставят к традиционному рождественскому вертепу,
причем местная католическая церковь относится к этому более чем толерантно . Символическое
назначение каганеров вполне положительное .
К Рождеству такие фигурки тщательно прячут в помещении или где-то в вертепе с изображением
Святой Семьи , а задачей приглашенных гостей и детей являются найти кагане/каганерс.
Считается, что тому, кто обнаружил такую фигурку и будет держать её в течение года на виду
(дома или на рабочем месте сотрудника), будет везти.
Кагане Обамы
Существует множество объяснений большой популярностью в Каталонии этой традиции .
Во-первых, эта сугубо каталонская традиция, которая очень колоритна, одновременно является и
образцом народной сатиры - в образе каганерс может быть изображен любой - от крестьян до власть
имущих , что таким необычным способом доказывает равенство всех людей .
Натурализм каганерс выдает их крестьянское происхождение . Каталонские крестьяне считали , что
фигурки каганерс являются гарантией плодовитости земли , поскольку вносят в неё «удобрения» .
В конце концов , это хорошее веселое развлечение.
Кагане действующего Папы Франсиско
Обычно, кагане делают из гипса и после раскрашивают (сейчас работают десятки мастерских
по изготовлению таких рождественских фигурок ) .
Традиционное изображения кагане - это обычный крестьянин-каталонец обязательно в красной
баретине . Каталонцы не забывают запечетлеть президентов - например, экс-президента Сапатеро ,
нынешнего Мариано Рахого , известных персон и политических деятелей . Существуют изображения
и действующих президентов других стран , в том числе России , но по понятным причнам я не буду
называть здесь их имен : мой блог - не о политике .
Вообще , каталонцы еще те затейники !
Для них не существует авторитетов : они способны смеяться над собой ну и , соответственно , над другими ;-))))