BioShock - это одна из моих самых любимых компьютерных и видео игр. Несмотря на то, что в первый раз мне игра не понравилась, сыграв в нее через некоторое время во второй раз, я просто была очарована миром этой игры. И решила написать небольшую рецензию на нее.
Проблема правильного восприятия игры была в том, что еще до ее выхода о ней много говорили. Поэтому многие отнеслись к игре настороженно и когда она наконец вышла, кто-то загрузив первый уровень был разочарован.
Темные коридоры, непонятый сюжет, достаточно сложное переключение между оружием и плазмидами (аналог Psionic Abilities в System Shock2), быстро надоедающий взлом технических устройств. С трудом пройдя всю игру, к ней не хочется возвращаться. Но пересилив себя и вернувшись хотя бы раз, найдя что-то новое, потом не можешь избежать соблазна - снова загрузить игру и попытаться найти что-то еще. И когда игра начнет раскрывать свои тайны, потом хочется узнать все, докопаться до сути.
В игре сложный и запутанный сюжет, построенный на философских идеях, которые в России мало известны. Причем сюжет раскрывается в большей степени не в скриптовых сценках, которых в игре немного, а в аудио-дневниках, которые разработчики разбросали по уровням в количестве 122 штуки, что несет дополнительные трудности для понимания. Но для того, чтобы понять сюжет недостаточно прослушать только аудио-дневники, в игре все несет информацию: сообщения по радиосвязи города, плакаты на стенах, разговоры призраков. Именно по радиосвязи города основатель города Эндрю Райан произносит свой монолог о том, почему он построил этот город на дне океана.
Предыстория такова. Эндрю Райан - промышленный магнат, используя свое невероятное богатство, строит на дне океана подводный город с названием Rapture - Восторг или Восхищение. Он строит этот город вдали от мировой цивилизации, потому что он разочаровался в устройстве мира. Он считает, что цивилизацию поглощают «паразиты» - те, кто не работает, а спрашивает: «где моя доля?» Райан ненавидит людей, которые живут за чужой счет, он ненавидит благотворительность, от отрицает Бога и вмешательство любого правительства или любой организации в дела производителя. Каждый человек, считает он, должен жить ради себя и не требовать того, чтобы кто-то жил ради него.
Но когда главный персонаж попадает в город, он видит, что это место практически полностью разрушено, населено агрессивными мутантами, которые уже мало напоминают людей, странными громилами в водолазном костюме и маленькими девочками с горящими глазами. Единственной его спасительной ниточкой становится житель города, который связывается с ним после того, как главный герой попадает сюда. От него он узнает историю города, основную причину, из-за которой город оказался разрушен. Постепенно перед его глазами развертывается картина прекрасного, богатого города, населенного лучшими умами человечества, которых погубило странное вещество, вырабатываемое морским моллюском. Это вещество дает людям сверхспособности, и главный герой в полной мере может воспользоваться этой силой. Это его выбор - он может использовать эти сверхспособности, которые дают ему плазмиды и генетические тоники, может не использовать.
Кроме плазмидов в игре предполагается стандартный набор оружия: гаечный ключ, револьвер, пистолет-пулемет «Чикагское пианино», дробовик, гранатомет, арбалет, химический распылитель. Главный герой не может окончательно погибнуть в схватке с врагами. Если кто-то нанесет ему смертельный удар, он возродится в ближайшей «камере жизни». Когда это стало раздражать игроков, разработчики выпустили патч, который позволил отключать возрождение героя, что нарушило сюжетную составляющую игры.
В конце концов главный герой узнает, почему он попал в этот город, почему он может передвигаться между уровнями, а другие жители этого делать не могут. Почему ему легко удается взломать охранную систему города, и почему он может возрождаться в «камерах жизни», когда никто из его врагов это сделать не может. Все эти возможности сделали его идеальным наемным убийцей, который был создан по злому умыслу для выполнения одной единственной цели.
В игре предполагается ограниченный моральный выбор. Девочки с горящими глазами (Little Sisters), которых охраняют громилы в водолазных костюмах (Big Daddies), являются единственными источником вещества, который называется АДАМ. Это вещество и является основной составляющей плазмидов и генетических тоников, которые дают сверхспособности жителям города и главному персонажу. Чтобы получить АДАМ игрок может обобрать Сестричку или освободить ее. В первом случае девочка погибает. Во втором случае к ней вернется человеческая сущность и она станет обычной девочкой. Если игрок спасает Сестричку, он получает лишь половину АДАМ, если обирает, то получает весь АДАМ. Это и определяет три концовки игры, две из которых называют «плохими» (они почти одинаковы) и одна, трогательная, которую можно назвать «хорошей» концовкой. Больше никакого морального выбора главному персонажу не предоставляется.
Действие игры происходит в 1960-м году. Разработчики уделили много внимания интерьерам в стиле арт-деко, каждая деталь продумана, что создало эффектное сочетание элегантности и грациозности, игривости и монументальности, элегантности и простоты. Аркадия с ее пышными деревьями в цветах и зеленой травой совсем не похожа на богемный Форт «Веселый» с его упоением роскошью. А Форт «Веселый» не похож на промышленный район Гефест. И все это на фоне поражающих воображение огромных зданий с неоновыми вывесками, которые видны через толстое стекло окон.
Для создания музыкальной атмосферы тех лет были использованы композиции известных исполнителей 50-х годов прошлого века: Фрэнка Синатры, Петти Пейдж, Марио Ланца, Бинга Кросби, Билли Холидея и других. На одном из уровней звучит легко узнаваемая музыка П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик». В игре не очень много видов врагов, 5 видов мутантов, они различаются по оружию, которое используют, по полу, и одежде, которую носят. Поэтому если не вдаваться в подробности кажется, что видов мутантов на самом деле много. От уровня к уровню они становятся сильнее. Также сильными врагами являются Большие папочки, которые охраняют Сестричек. И главный враг, с которым игроку придется сразиться в финальной битве. При соответствующей подготовке на первых двух уровнях сложности с финальным врагом справиться достаточно легко.
Если окинуть взгляд на всю игру в целом, то можно заметить, что это линейный шутер с небольшим вкраплением элементов ролевых игр. Главный персонаж может возвращаться на любой пройденный уровень, может совершенствовать по своему вкусу свои способности, может изменить порядок выполнения этапов миссий. Для того, чтобы благополучно завершить игру, главному персонажу необязательно посещать все локации в городе. Но если он не станет этого делать, то не сможет найти какой-то важный аудио-дневник, который даст ему еще один ключ к происходящему в городе, или не найдет машину апгрейда оружия, этих машин ровно столько, сколько игрок может улучшить характеристик своего оружия (кроме гаечного ключа), также он не найдет какие-то тоники, которые помогли бы ему усилить свою боевую или физическую мощь, улучшить свои способности по взлому техники и машин в городе.
В игре есть не совсем обычный предмет, который не является оружием, но несет важную функцию - это фотосканер, помогающий изучать слабости любых врагов как бы изнутри. Если проигнорировать использование этого предмета, это не изменит сюжетную линию игры. Но если игрок все-таки станет активно пользоваться фотосканером, он обнаружит, что этот предмет даст ему необыкновенные возможности в игре, о которых он даже не подозревал.
В целом игру можно представить в виде магического ящичка с несколькими потайными отделениями. Поверхностный осмотр дает только пустой черный ящик, но присмотревшись и научившись пользоваться этим ящичком, игрок обнаружит множество тайн, секретов, необычных вещей, спрятанных в нем. Он заметит, что узоры на стенках ящичка собираются в понятный и интересный рисунок. И возможно после этого он захочет еще раз вернуться к город Rapture, чтобы раскрыть все его тайны.