Музыка и мнения Левитаса

May 03, 2010 19:26

Речь пойдет о композиторе. О человеке,

работа которого состоит в том, чтобы сочинять. Не стихи, не  репортажи из кабинетов власти. Музыку.

О молодом и  своеобразном создателе новых звуковых волн.

Его зовут Евгений Левитас. Его музыка звучит в спектаклях.


Его почерк - особенный. «Маленькие трагедии» по Пушкину  в постановке Игоря Березина в театре «Маленький» оделись в музыкальный стильный шелк, менуэт и тема Донны Анны устроились на одном диванчике рядом с самыми лучшими, самыми любимыми  хитами. Музыка  разная.   Теплая волевая волна концерта для ударных и эффектная  пьеса «Охота на комара», которую играет наш неподражаемый Хен Цимбалиста, шутки с великими - Моцартом, Бетховеном, Верди...Левитас их скромно и благородно зовет к себе на чашку кофе. На беседу. И - чтобы вместе что-то открыть.

Левитас ищет, Левитас двигается к удаче.  Сейчас - в спектаклях нового театра «Контекст», который по счастью, по почти невероятному стечению обстоятельств  и везению возник и старается состояться в Ашдоде.

Тонкая звукопись лейттемы трогательного спектакля «Квартет» придала щемящую и нездешнюю краску пьесе, постановке.

Музыка выражает мечту, печаль, уносит память в прошлое. Оберегает сердце в невеселом настоящем.

Женя Левитас родился на Украине, в городе Виннице. В семье музыканта.

Старший брат Дмитрий (звезда отряда трубачей Израиля, артист Иерусалимского симфонического оркестра) начал заниматься музыкой. Женя ничем не занимался - до поры.

- Потом мы поехали в Москву, пошли в гости - и я увидел композитора Максима Дунаевского. Услышал, как он говорит, увидел, какой он сам...И меня это очень вдохновило, я захотел в музыку. Пошел в музыкальное училище на дирижирование, потом перешел на теорию...

- И каким было первое сочинение?

- О, даже трудно сказать, давно это было...Помню, в училище мы сыграли дуэт для двух фортепьяно. Я понял, что я хочу делать, как хочу  писать. Мы уехали в Израиль, -  это было двадцать лет назад. Здесь  я пришел в Иерусалимскую  академию музыки, к композитору и педагогу Ами Маайями.  Он послушал и сказал: «Хорошо, что есть еще кто-то, кто  сам слышит то, что сочиняет...».

Академию Левитас закончил с оркестровой фугой, вариациями для оркестра,  камерным сочинением.

Евгений Левитас хотел писать для кино - и ездил на поиски себя и своего места в Лос-Анджелес. На самую киношную территорию,  на территорию Голливуда. «Познакомился с людьми, с киноиндустрией, стал увереннее в себе». С театром он тогда особых связей не имел - да и не стремился к этому. И вдруг - все так у нас все вдруг!  - в Бен-Шемене, в колледже решили уделять особое внимание изучению искусств, музыки, театра. И Женя Левитас сочинил по заказу умного и серьезного  руководства мюзикл «Пастушка и трубочист» по Андерсену.

- Либретто написал Анатолий Фифлакс, ставил спектакль режиссер Михаил Теплицкий. Тогда мы с Мишей и подружились, и начался особый этап жизни.

Мюзиклы на нашей почве, особенно,  если они ставятся на школьной сцене, недолговечны. В колледже все поменялось, теперь там искусство ушло в тень. А Левитас начал писать музыку для спектаклей, которые ставит Миша Теплицкий на других сценах. «Главное я забыл...» по Шолом-Алейхему, «Стулья» Ионеско, «Квартет» Харвуда - список Левитаса-Теплицкого. Спектакль «Метро» по Кортасару в постановке Игоря Березина был показан на фестивале «Театронетто» в 2009 году. Он много пишет.  А еще  есть  преподавание, оркестровки, записи в собственной студии.

- Женя, как пришли, к примеру,  темы «Стульев» и «Квартета»? Фантазировали на тему «Оды к радости»...

- Использовать «Оду к радости» это была Мишина идея. Первую тему спектакля я переписывал девять раз...

- Все правильно, это же как-то все равно связано  с Девятой симфонией Бетховена. И с «Квартетом» было непросто: долго искали, пробовали, а окончательный вариант пришел  за 2-3 дня  до выпуска спектакля.

- И теперь вы к театру ближе, чем казалось прежде...

- В кино все же музыка как была, так и осталась на последнем месте. Музыка затыкает дыры. Да и сама система - композитор работает  до съемок фильма - мешает созданию органичного, глубокого образа.

Я молчу. Не говорю Жене о том, что, к примеру,  именно его музыкальный взгляд на Донну Анну, Дон Жуана и всю   эту поэтичную притчу о развратнике, вызове небесам,  игре в любовь придал спектаклю «Маленькие трагедии» новый смысл,  третье, четвертое дно. И что красота и острота этих музыкальных фресок не исчерпываются только их применением в спектакле.

Моноопера Евгения Левитаса была почти принята в Израильской опере - да что-то не вышло, чья-то личная ссора  помешала. Бывает. Есть вокальный цикл из пяти песен, который называется «Хана».

Идет работа над новым мюзиклом: «Это будет красивая романтическая история... На английском языке...Меня вообще увлекает возможность работать с определенными людьми, с теми, кто мне интересен...Люди - мой главный фактор».

Ученик Жени, юный израильтянин Лиран Данино хорошо выступил на телеконкурсе «Рождение звезды»  («Кохав нолад»).

- Господин композитор, кстати, об учениках. Когда к вам приходят с целью брать уроки, вы советуете учиться и день, и ночь?

- Я,  прежде всего,  стараюсь отсоветовать. Говорю, что, может, не стоит этим заниматься. Если можно выбрать другую дорогу - лучше другую...

Но не все быстро сдаются - есть и очень стойкие. Вот им и надо идти, не сворачивая...

- Как живут сегодня композиторы? То есть - трудно, голодно, от заказа к заказу?

- Я от многих заказов отказываюсь. Если неинтересно - ни за что не буду делать. Не люблю механической работы. Живу - нормально. Я сверяю свои запросы с работой, работу - с новой работой. Хотел бы жить в Тель-Авиве, пока не получается, живу в Рамат-Гане, банковский счет в порядке.

- Дорогие удовольствия, дорогие машины, дорогие костюмы...

- Это не очень по мне. Как-то не до того мне, честно говоря. Может, потом, после. У композиторов должна быть долгая творческая жизнь. Я только начинаю.

- Аня, ваша подруга, композитор Анна Сегал, тоже ученица Ами Майями, как воспринимает ваше творчество?

- Вроде хорошо. Кажется, хорошо воспринимает.

- А как вы относитесь к тому, что она пишет?

- Она  - очень одаренная,  наверное, самая одаренная из молодых композиторов. Я ею восхищаюсь.

Евгений Левитас, композитор, сделал свою обработку «Спящей красавицы» Чайковского для оркестра «Симфонетт» из  Раананы. И написал музыку для дуэта израильских кларнетистов - виртуозов братьев Александра и Даниэля Гурфинкелей. И всегда что-то придумывает, и еще чему-то учится.

И всегда готов начать  много разных дел и проектов. Времени много, но оно не ждет.

Настоящая музыка не стареет  и не бывает  уставшей. Падая в ее водоворот - взлетаешь к звездам.

Пусть все сложится у театра «Контекст», у его героев и патриотов. У его публики. Пусть будут заказы на музыку в кино и театре.

Пусть большая жизнь Евгения Левитаса будет счастливой. Почва для оптимизма - его профессионализм,  и умение трудиться, И композиторская суть, и то необъяснимое  и драгоценное, что мы можем назвать одним музыкальным словом - талант.


искусство, спектакли, культура, Евгений Левитас, Театр

Previous post Next post
Up