Речь пойдет о композиторе. О человеке,
работа которого состоит в том, чтобы сочинять. Не стихи, не репортажи из кабинетов власти. Музыку.
О молодом и своеобразном создателе новых звуковых волн.
Его зовут Евгений Левитас. Его музыка звучит в спектаклях.
Его почерк - особенный. «Маленькие трагедии» по Пушкину в постановке Игоря Березина в театре «Маленький» оделись в музыкальный стильный шелк, менуэт и тема Донны Анны устроились на одном диванчике рядом с самыми лучшими, самыми любимыми хитами. Музыка разная. Теплая волевая волна концерта для ударных и эффектная пьеса «Охота на комара», которую играет наш неподражаемый Хен Цимбалиста, шутки с великими - Моцартом, Бетховеном, Верди...Левитас их скромно и благородно зовет к себе на чашку кофе. На беседу. И - чтобы вместе что-то открыть.
Левитас ищет, Левитас двигается к удаче. Сейчас - в спектаклях нового театра «Контекст», который по счастью, по почти невероятному стечению обстоятельств и везению возник и старается состояться в Ашдоде.
Тонкая звукопись лейттемы трогательного спектакля «Квартет» придала щемящую и нездешнюю краску пьесе, постановке.
Музыка выражает мечту, печаль, уносит память в прошлое. Оберегает сердце в невеселом настоящем.
Женя Левитас родился на Украине, в городе Виннице. В семье музыканта.
Старший брат Дмитрий (звезда отряда трубачей Израиля, артист Иерусалимского симфонического оркестра) начал заниматься музыкой. Женя ничем не занимался - до поры.
- Потом мы поехали в Москву, пошли в гости - и я увидел композитора Максима Дунаевского. Услышал, как он говорит, увидел, какой он сам...И меня это очень вдохновило, я захотел в музыку. Пошел в музыкальное училище на дирижирование, потом перешел на теорию...
- И каким было первое сочинение?
- О, даже трудно сказать, давно это было...Помню, в училище мы сыграли дуэт для двух фортепьяно. Я понял, что я хочу делать, как хочу писать. Мы уехали в Израиль, - это было двадцать лет назад. Здесь я пришел в Иерусалимскую академию музыки, к композитору и педагогу Ами Маайями. Он послушал и сказал: «Хорошо, что есть еще кто-то, кто сам слышит то, что сочиняет...».
Академию Левитас закончил с оркестровой фугой, вариациями для оркестра, камерным сочинением.
Евгений Левитас хотел писать для кино - и ездил на поиски себя и своего места в Лос-Анджелес. На самую киношную территорию, на территорию Голливуда. «Познакомился с людьми, с киноиндустрией, стал увереннее в себе». С театром он тогда особых связей не имел - да и не стремился к этому. И вдруг - все так у нас все вдруг! - в Бен-Шемене, в колледже решили уделять особое внимание изучению искусств, музыки, театра. И Женя Левитас сочинил по заказу умного и серьезного руководства мюзикл «Пастушка и трубочист» по Андерсену.
- Либретто написал Анатолий Фифлакс, ставил спектакль режиссер Михаил Теплицкий. Тогда мы с Мишей и подружились, и начался особый этап жизни.
Мюзиклы на нашей почве, особенно, если они ставятся на школьной сцене, недолговечны. В колледже все поменялось, теперь там искусство ушло в тень. А Левитас начал писать музыку для спектаклей, которые ставит Миша Теплицкий на других сценах. «Главное я забыл...» по Шолом-Алейхему, «Стулья» Ионеско, «Квартет» Харвуда - список Левитаса-Теплицкого. Спектакль «Метро» по Кортасару в постановке Игоря Березина был показан на фестивале «Театронетто» в 2009 году. Он много пишет. А еще есть преподавание, оркестровки, записи в собственной студии.
- Женя, как пришли, к примеру, темы «Стульев» и «Квартета»? Фантазировали на тему «Оды к радости»...
- Использовать «Оду к радости» это была Мишина идея. Первую тему спектакля я переписывал девять раз...
- Все правильно, это же как-то все равно связано с Девятой симфонией Бетховена. И с «Квартетом» было непросто: долго искали, пробовали, а окончательный вариант пришел за 2-3 дня до выпуска спектакля.
- И теперь вы к театру ближе, чем казалось прежде...
- В кино все же музыка как была, так и осталась на последнем месте. Музыка затыкает дыры. Да и сама система - композитор работает до съемок фильма - мешает созданию органичного, глубокого образа.
Я молчу. Не говорю Жене о том, что, к примеру, именно его музыкальный взгляд на Донну Анну, Дон Жуана и всю эту поэтичную притчу о развратнике, вызове небесам, игре в любовь придал спектаклю «Маленькие трагедии» новый смысл, третье, четвертое дно. И что красота и острота этих музыкальных фресок не исчерпываются только их применением в спектакле.
Моноопера Евгения Левитаса была почти принята в Израильской опере - да что-то не вышло, чья-то личная ссора помешала. Бывает. Есть вокальный цикл из пяти песен, который называется «Хана».
Идет работа над новым мюзиклом: «Это будет красивая романтическая история... На английском языке...Меня вообще увлекает возможность работать с определенными людьми, с теми, кто мне интересен...Люди - мой главный фактор».
Ученик Жени, юный израильтянин Лиран Данино хорошо выступил на телеконкурсе «Рождение звезды» («Кохав нолад»).
- Господин композитор, кстати, об учениках. Когда к вам приходят с целью брать уроки, вы советуете учиться и день, и ночь?
- Я, прежде всего, стараюсь отсоветовать. Говорю, что, может, не стоит этим заниматься. Если можно выбрать другую дорогу - лучше другую...
Но не все быстро сдаются - есть и очень стойкие. Вот им и надо идти, не сворачивая...
- Как живут сегодня композиторы? То есть - трудно, голодно, от заказа к заказу?
- Я от многих заказов отказываюсь. Если неинтересно - ни за что не буду делать. Не люблю механической работы. Живу - нормально. Я сверяю свои запросы с работой, работу - с новой работой. Хотел бы жить в Тель-Авиве, пока не получается, живу в Рамат-Гане, банковский счет в порядке.
- Дорогие удовольствия, дорогие машины, дорогие костюмы...
- Это не очень по мне. Как-то не до того мне, честно говоря. Может, потом, после. У композиторов должна быть долгая творческая жизнь. Я только начинаю.
- Аня, ваша подруга, композитор Анна Сегал, тоже ученица Ами Майями, как воспринимает ваше творчество?
- Вроде хорошо. Кажется, хорошо воспринимает.
- А как вы относитесь к тому, что она пишет?
- Она - очень одаренная, наверное, самая одаренная из молодых композиторов. Я ею восхищаюсь.
Евгений Левитас, композитор, сделал свою обработку «Спящей красавицы» Чайковского для оркестра «Симфонетт» из Раананы. И написал музыку для дуэта израильских кларнетистов - виртуозов братьев Александра и Даниэля Гурфинкелей. И всегда что-то придумывает, и еще чему-то учится.
И всегда готов начать много разных дел и проектов. Времени много, но оно не ждет.
Настоящая музыка не стареет и не бывает уставшей. Падая в ее водоворот - взлетаешь к звездам.
Пусть все сложится у театра «Контекст», у его героев и патриотов. У его публики. Пусть будут заказы на музыку в кино и театре.
Пусть большая жизнь Евгения Левитаса будет счастливой. Почва для оптимизма - его профессионализм, и умение трудиться, И композиторская суть, и то необъяснимое и драгоценное, что мы можем назвать одним музыкальным словом - талант.